расскажите пожалуйста,каким образом эта мелодия попала в хабад?сколько раз ни читала эту историю,этот вопрос не могла прояснить.кажется один из Ребе случайно услышал и переделал в нигун?хотела бы знать точнее,какой именно Ребе и при каких обстоятельствах,т.к. преподаю нигуним детям и могу "нарваться"на вопрос.да и самой интересно,конечно
К сожалению, нет точной информации как этот нигун попал в Хабад.
думаю,можно восстановить этот пробел : мы знаем год ареста шамиля,значит можем определить в эпоху какого Ребе это произошло.и возможно, в биографии этого Ребе указаны какие-либо поездки,где он мог бы с щамилем пересечься и услышать мелодию
Да, но это лишь предположения...
Я слышала (не помню источника) такую историю:
Любавический Ребе услышал этот нигун от нееврея и эта мелодия ему приглянулась. Он спросил человека откуда он её знает. Тот сказал что то ли сидел в тюрьме вместе с Шамилем, то ли слышал снаружи тюрьмы, у решётки как Шамиль пел этот напев.
Ребе спросил хочет ли этот человек продать ему этот напев? Человек удивился: как можно продать мелодию? Однако он согласился. Когда этот человек получил оговоренную сумму денег, мелодия совершенно "стёрлась" из его памяти.
Выходит этот нигун был приобретён Ребе за деньги и принадлежит Хабаду. В отличие от Марсельезы, которая была "украдена".
Люба, я слышал эту историю о другом нигуне.
Еще: Марсельеза не была "украдена", даже в кавычках, а взята. :-)
спасибо,я ирже что-то подобное слышала о баал шем тове и пастухе,у которого он купил нигун:)
Хана-Гитл, вот, именно это я имел в виду.
Есть еше нюанс, как известно Шамиль был суфием, и даже суфийским шейхом, а практика суфизма очень в крайнем случае внешне очень похожа на хасидизм, так что тут могут быть более глубокие связи.Эту тему надо было тшательно изучить.
И еще,я запомнил мелодии песень которые пела моя бабушка, когда я был ребенком,эти песни мне очень нравились, но уже став взрослым, я искал аналогы этих песень и нигде не находил, и вот помоему лет пять назад я услшал отрывок песни одной женьшины по телевизору из Иерасалима и был поражен идентичностью. Так что все значительно ближе, чем мы думаем.
Шамиль, имам Чечни и Дагестана, яростный проповедник газавата (джихада) против неверных (русских в его случае) - суфий?! откуда Вы такую информацию взяли?
Шамиля арестовали в 1859 году, и жил он в России (в Питере, потом в Калуге а потом в Киеве) до 1870 года. Поэтому "изъять" нигун свободы (который хасидизм объясняет как плач души в материальном теле и как тоска по Геуле) мог только Рэбэ МаАРаШ. Цэмах Цэдэк исталэк в 1866, но он никогда не путешествовал, а посылал в поездки сына - поэтому Рэбэ МаАРаШ и мог услышать этот нигун или в Калуге или в Киеве. Навряд ли хасид, услышав нигун имама, мог почувствовать в нём то, что почувствовал Рэбэ.
прочитала последний коммент и вспомнила что когда говорили на уроке с детьми об этом нигуне,сын нашего рава говорил что-то про калугу и про р.Цемах-Цедек,мол,проходил мимо и услышал из окна.хочу хоть где-то найти источник более достоверный(сын рава мальчик эрудированный,но мало ли чего...)конечно,это не столь важно,главное понимать смысл.это уже моя проф.болезнь-докапывать,что и откуда(я занимаюсь историей музыки)и еще пришла в голову интересная мысль.в одном из "йом-йом"Ребе приводит 2разных "типа"Ребе:Адмор а Закен составлял нигуним сам,а эдмор а Эмцои-держал капеллу и "его" нигуним-это нигуним,составленные в его эпоху.тогда наш Ребе-это 3-й вариант:очень большой % нигуним,которые он выучил с хасидами-мелодии,возвращенные из др.муз.культур в сферу святости. это оч.интересно,будет время-постараюсь развить эту тему,100%здесь есть особый иньян:)
Во первых нет сомнения в том, Шамил был суфием толка Нахша Банди,и во вторых главным аспектом суфизма это тоска по Богу,души оторванной от Бога!
И эти войны на Кавказе, очень напоминають войны порабошеного Исраэля против Рима.Очень очень похоже.
Прошу вас учесть, что для обсуждения русско-чеченских отношений есть специальные форумы.
Что-то я вас тут не пойму)) Я представитель нации Шамиля (аварец, дагестанец) не пойму, какая связь между Имамом Шамилём - мусульманином (которого сейчас легко назвали бы наши современники "ваххабитом") и между иудаизмом, хасидизмом и прочи и прочим??? Я не хучу прослыть лицимером и прямо скажу, Имам Шамиль никогда бы не признал гос-во израиль и поверьте моему слову, он считал иудеев не меньшими кяфирами, чем иудеев. Так какой прок вам в воспивании этого человека????
Омар, с чего вы взяли, что мы воспеваем Шамиля?? Мы используем его песню, так же как используем Марсельезу. И при чем тут гос-во Израиль?
О какой песне вы говорите??? Имам мог напивать только молитвы, так как Шамиль был ярым противником песен и музыки (как положено в Исламе)! В Имамате существовал строгий запрет на музыку, з это пороли розгами. Однажды имаму пришлось лечь самому под розги, так как запела его мать грустную песню, но вместо неё он принял на себя наказания. Меня поражает другое, что вы пытаетесь найти какую-то связь между вашими мелодиями и Ан-нашидами (без инструментального сопровождения)??
Омар, к сожалению я не могу знать, что именно пел или напевал Шамиль, но вы послушайте запись в статье - это что, что мы поем и это называется мелодия Шамиля. И еще - после того, как эта мелодия была "извлечена" из суфизма, ислама, молитвы и т.д., она прекратила там свое существование и перешла к нам.
Да, суфизм здесь не обсуждается, вы уж извините.
Разве равны между собой, обладаюшие знанием и те кто не обладает знанием? Конечно не равны.Говорит о том, очем нет знания большой грех.Где Аллах запрешает пение? Есть много обшего,мы просто не спопобны видеть.Не все так просто как кжется.Но глупым людям всегда все просто и ясно! Вот в чем проблема.
"извлечена мелодия из...."))) Лучше прекращайте оккупацию и выдавливания коренных жителей Палестины!!))
Омар, если я вас правильно понял, это было ваше последнее опубликованное здесь сообщение.
если продолжить аналогию...пленный вождь мечтает вернуться к себе на родину в горы. но наша геула-это не исход души из тела,не дай Б-г, а освящение этого мира (материального) с помощью Торы и мицвот. т.е., по идее, пленник должен был бы мечтать преобразить свое местопребывание так,чтоб оно стало еще лучше его родины, ради чего он собственно и попал сюда(ерида ла цорех алия)....
Хана, геула если я правильно понимаю это рассеяние
среди языческого мира, и цель этого рассеяния опять,если я правильно понимаю это пропоганда идей монотеизма среди тех же язычников. А аналогия тут том, что как евреи за все время геулы тосковали и мечтали вернутся на землю обетованную, так и Шамиль тосковал и хотель вернутся в свои горы, помоему аналогия очевидная!
Только это не «геула», а «галут». Не освобождение, а изгнание.
да,я так поняла историю,что душа в теле тоскует по своему прежнему месту "под престолом славы",как и герой рассказа.и аналогия очевидна.но это же противоречит Желанию Всевышнего. мы же не можем "дезертировать",надо делать работу здесь и геулу здесь и делать это с радостью,потому что Он так хочет.))
да, да именно гелут-изгнание, ведь положение Шамиля тоже можно считать изнанием-ссылкой. Нет я уверен, что пришло время искать хорошее обьединяющее,время злобы и ненависти закончилось, я очень хочу в это поверить.
я пытаюсь понять в аспекте индивидуального "изгнания"души в тело.в истории про шамиля мы видим ностальгию. но в случае души в теле акцент делается на цели и задаче. а она не в том чтоб душа отлетела обратно. а чтобы максимально реализоваться в этом шлихуте.у меня почему-то эти 2 подхода никак не стыкуются))
Вот слово-Геула-читается на нашем языке-Видет Б-га.
А Галут- читается-ошибка, неправильный поступок.
Маца-голод.
Ца-дака, доля души. И очень много подобных слов также шекель и тогдалее.
Вы знаете тут можно увидеть иерархию аналогий.
Первая аналогия. Душа низведена в тело и ана тоскует.
второе. Народ или человек изгнан из Родины и он тоскует. Аналогии мне очевидны.
Ребе пишет именно про душу в теле.поэтому я и пытаюсь понять..с галутом народа-это легче)))
Может быть человек учится или научился у души, тосковать любить и тогдалее.Духовная душа тоскует по
духовному Б-гу, а материальный человек по материальной родине, но именно эти способности души, проявляемые через тело и освящают материальный мир.Божественное нисходит в материальное.
ешушамиль многих горских евреев и их сел резал со своими людьми.
Наши сотрудничая с российской империей успокоили регион и погромы кончались
Комментарии
(написать новый комментарий)