В середине XIX века в дни правления царя Александра I, а затем — Николая I, русские войска развязали жестокую войну против Чечни и Дагестана, пытаясь подчинить их колонизаторской политике царя. Борьбой кавказских горцев, которые отчаянно дрались за свою свободу, руководил Шамиль. Видя, что силой противника покорить не удастся, русские командиры предложили горцам фальшивый мир. В 1859 году им удалось выманить Шамиля якобы на переговоры, после чего его заковали в цепи и отправили в ссылку. Окруженному мрачной темнотой тюремного вагона и глядящему из зарешеченного окна в небо, Шамилю только и оставалось, что размышлять о былой свободе и оплакивать свое изгнание. Одна лишь мысль утешала его — когда-нибудь он обязательно вырвется отсюда, вернется к своему народу и снова обретет славу и величие…
* * *
Через 100 лет, в 1958 г., во время праздника Симхат-Тора, Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах запел совершенно незнакомый нигун. Мелодия была трогательной и красивой. Закончив петь, Ребе рассказал историю о Шамиле и объяснил, что мысли о былом величии, стремление к свободе и надежда на скорое освобождение из тюрьмы, — все это отражает концепцию спуска души в наш физический мир. Спетый Ребе нигун получил название «Нигун Шамиль»…
* * *
Пребывая у Престола Славы, душа, святая и чистая по своей сути, ничего общего не имеет с грубой материальностью земного мира. Но такова воля Творца — душа, которая является «частицей Самого Б-га Свыше», обязана спуститься в этот мир, тем самым подвергаясь заключению и объединяясь с физическим телом на десятки лет. И хотя теперь душу окружают все соблазны и радости этого мира, которые были ей прежде не доступны, все же она чувствует себя в изгнании — вдали от родины, вдали от Всевышнего.
Ради чего все это? Ради исполнения Божественной миссии, с которой душа обязана справиться, а именно — очистить и возвысить физическое тело посредством Торы и заповедей и наполнить физический мир Божественным светом. Когда душа справляется с порученным заданием, все временные боли и страдания, которые неизбежны в процессе спуска души и которыми наполнена ее жизнь в этом мире, не только оправдывают себя, но и блекнут в сравнении с великой наградой и вечным блаженством, которых душа удостаивается в Мире Грядущем…
Мораль: Душа, опустившись в этот мир с Небес, облачается в земное тело человека. Это облачение — тюрьма для души, поэтому душа жаждет чистой духовной жизни. Стремясь освободиться от «изгнания» в физическое тело с ее земными страстями, душа направляет его на путь Торы и заповедей.