имеется в виду Мэдраш Раба на Кдошим (24:3), где к изучавшему Тору около источника раби Ёси из Цэйтура явился чёрт, обитавший в этом источнике, и, напомнив многолетнее своё жильё-быльё в этом источнике (и ведь не навредил никому из людей!), пожаловался на более сильного черта, который поселился в его источнике, выгнав, соответственно, тихого и положительно настроенного к людям предыдущего хозяина. Так вот, этот новый чёрт - страшная паскуда и вредить будет "не по-детски", поэтому старый хозяин источника смиренно просит помощи у еврейского мудреца. Изгнать же черта из воды можно следующим образом - собрать к незаконно аннексированному источнику всех жителей близлежащего местечка с тяпками и цепами и попросить их кричать "Дидан Нэцах" (ну или более правильно грамматически "нацах") и бить железом о железо (по Матнот аКэуна, а бэпаштус машма что по воде), пока на поверхности воды не появится капля крови - тут незванному захватчику и кирдык. Так и сделали.
Кстати, в хасидских книгах (Исмах Мошэ на Брэйшит 4б, Цидкат аЦадик 52, Ликутэй Алахот, Брахот Рээя 5, Бнэй Иссахар, Кислев и Тэвэт 4 и др.) слова "Дидан Ноцах" связываются именно с победой Машиаха и Гэулой (а "железные цепы и тяпки" - это, неповерите, - лулав!).
А Багдадский гаон р. Ёсэф Хаим (Бэн Иш Хай) в своей книге Бнэй Еояда (на Брахот 65а) приводит в связи с возгласом "Дидан Ноцах" различных ришоним и ахароним, которые говорят, что резкий звук отгоняет "мазикин" - и именно из-за этого с древних времён (минъаг кадмон) детям до трёх лет на щиколотку привязывали бубенцы (и там он пишет, что со временем истинная причина забылась, и в народе стали думать, что колокольчики нужны для поиска затерявшегося детёнка).
Элияу,Yakov - не думаю, что есть необходимость обсуждать публично эту тему...
Кстати, по поводу ощущений неподготовленного читателя при входе на сайт. Вот зайдет человека сразу сюда и что подумает? Безумные темы, безумные тезисы и возражения. Предлагаю: поставить на Главную стр.-некую карту навигации по материалам в том порядке, который позволял бы усвоение его постепенно, согласно важности заповедей и их нюансов. Или даже сделать некий знак звездочками? "Беседы матерых волков", беседы знатоков, кодированные понятия? А то впечатление жуткое создасться может, когда все это сразу наваливается на бедную голову свежего посетителя...Какова важность того, чтобы он узнал , что нужно кто-то там кричать, а то капля крови не появится и черт не будет изгнан???
Эстер, хорошее замечание, но почему бы не поместить его там, где я предлагаю оставлять советы и критику по сайту? Тогда я смогу ответить...
Хорошо, можно и там.
Я знаю, кто есть карта сайта, - да только нет порядка приоритетности.
Вот в этой статье - все для продвинутых, опытных, знающих как минимум Эйн Яков и диковатые обычаи далекого прошлого. Этому материалу "не сработать" для новичка. Поэтому тут и хочется ободрить его, сказать - не теряйся, добрый человек, не все так страшно.
Это не статья, а комментарии к ней. Чтобы попасть на саму статью, нужно:
1. Перейти на нее с листа рассылки или RSS (для постоянных читателей).
2. Перейти на нее с гл. страницы либо с других страниц справа внизу (что не бросается в глаза).
3. Переход на комментарии возможен либо с самой статьи, либо со списка комментариев опять же справа внизу. Опять же, очевидно, что за комментарии я не в ответе и никто не просил тут объяснять источник этого обычая (он, кстати, объяснен в другом месте на сайте и более доступно).
То есть, в любой случае, человек, попавший на сайт впервые ничем не рискует...
4. Еще есть вариант - переход сразу с Гугла, но тут ничем не поможешь.
П.С. В любом случае, общее замечание принято, спасибо.
Комментарии
(написать новый комментарий)