Заповеди праздника Суккот — четыре вида растений и сидение в шалаше — связаны по словам наших мудрецов с полным Освобождением. Так сказано в Талмуде: «В заслугу трех первых мы удостоилось три первых». Это значит, что в заслугу трех заповедей, в описании которых Тора упоминает слово «первый», еврейский народ ожидают три обещания, о которых также сказано, что они «первые».
Вот эти три заповеди:
1) Предупреждение от совершения запрещенной работы в первый день праздника Песах, как сказано («Ваикра» 23:7): «В первый день… никакой работы должной не делайте».
2) Предупреждение от совершения запрещенной работы в первый день праздника Суккот, как сказано («Ваикра» 23:35): «В первый день наречение святым, никакой должной работы не делайте».
3) Взятие четырех видов растений, как сказано («Ваикра 23:40): «И возьмите себе в первый день плод дерева великолепного, ветви пальмовые, и отростки дерева густолиственного, и ив речных…».
А вот и три соответствующих обещания:
1) Истребление потомства Амалека, внука Эсава, о котором сказано («Берейшит» 25:25): «И вышел первый красный весь как плащ ворсовой».
2) Постройка Храма, о котором сказано («Ирмияу» 17:12): «Место святилища нашего, престол величия, возвышено изначально».
3) Имя Мошиаха, о котором сказано («Йешайа» 41:27): «Первый (возвестит) Сиону: Вот, вот они».
МААРША (рабби Шмуэль Эйделс) объясняет содержательную связь между заповедями и обещаниями:
1) Потомки Эсава это те, кто стараются уничтожить нас и их истребление связано с праздником Песах, который мы отмечаем в память о нашем спасении от египтян, которые также хотели уничтожить нас во время нашего рабства в Египте.
2) Храм связан с праздником Суккот, так как он называется сукка (шалаш), как сказано («Псалмы» 76:3): «И был в Шалеме шалаш Его».
3) О четырех видах растений сказано в Торе («Ваикра» 23:40): «И веселитесь (с этими растениями) пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней», а имя Мошиаха — Менахем, от слова «утешение», которое будет сопровождаться весельем после страданий в изгнании.
Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах (имя которого — Менахем) добавляет и объясняет, что хотя у нас есть обязанность веселиться с праздник Суккот также и без связи с четырьмя видами растений (как сказано: «И радуйся в свой праздник и будешь только весел»), но радость с этими растениями обладает двумя особенностями:
1) Эта радость связана с материальными предметами.
2) Эта радость связана с единством (как известно, что четыре вида растений, которые берут вместе, символизируют единство различных типов евреев, как одного народа).
Поэтому именно с помощью этой радости мы удостаиваемся прихода Короля Мошиаха, который объединит весь еврейский народ осознанием того, что Всевышний находится во всем, что окружает нас, даже в материальных вещах.
Источники: Талмуд, трактат «Псахим» 5а (см. РАШИ и МААРША), «Санедрин» 98б. «Зоар» III 94а. Молитвенник, «Врата праздников» (217а). «Законы постройки Храма» РАМБАМа 7:16. «Ликутей Сихот» том 19, стр. 362. РАМБАМ, заповедь №166.