Вопрос:
Существует ли конкретное, установленное место, где Мошиах появится?
Ответ:
Мошиах (скорее всего) появится в том месте, где живет большинство еврейского народа.
В Талмуде рассказывается, что рабби Йеошуа бен Леви встретил Мошиаха у входа в Рим, готового раскрыться в качестве Мошиаха.
Возникает вопрос: почему Мошиах оказался именно в этом месте? Почему из всех мест в мире Мошиах решил раскрыться именно в Риме? Согласно толкованию РАШИ, «вход в Рим», о котором идет речь в этой истории, является аллегорическим, а не буквальным. Однако вопрос остается открытым. Что символизирует раскрытие Мошиаха у входа в Рим?
Любавичский Ребе объясняет: РАМБАМ в своем монументальном труде по еврейскому закону «Мишне Тора» описывает будущего Мошиаха как короля, который будет учить Торе и руководить еврейским народом, исправляя все допущенные нарушения в соблюдении заповедей. Отсюда естественно следует, что Мошиах будет жить там, где в его время проживает большинство евреев, чтобы оказать влияние на максимальное количество людей.
Это объясняет, почему во времена рабби Йеошуа, Мошиах избрал для своего символического появления место у входа в Рим. В том поколении большинство еврейского народа находилось под властью Рима. Подобно этому, в каждом поколении есть человек, достойный быть Мошиахом, который живет в месте наибольшего скопления евреев и прилагает все свои усилия для того, чтобы приблизить еврейский народ к Торе.
[Существуют источники, отрицающие возможность появления Мошиаха за пределами Земли Израиля, однако они не являются основополагающими трудами. Единственный труд, в котором рассматривается этот вопрос, — РАМБАМ, который не упоминает, что Мошиах может появиться только в Земле Израиля. Поэтому мы можем предположить, что Мошиах появится в США, поскольку именно там в настоящее время проживает основная масса евреев»].
Мошиах должен раскрыться в особом месте, которое называется «Малый Храм в изгнании», после чего он соберет всех евреев в Израиле. Сегодня такое место — штаб-квартира Любавичских хасидов в Бруклине на Истерн Парквей, 770.
Источники: «Санедрин» 98а, см. комментарий РАШИ. «Шмот раба» 1:26. «Мишне Тора» «Законы королей» 11:4. «Итваадуйот» 5752 г., том 1, стр. 422