СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 15:11

Как можно утверждать, что тот или иной человек — «величайший в нашем поколении»?

Как можно утверждать, основываясь лишь на собственном, субъективном, мнении, что тот или иной человек — «величайший в нашем поколении», и принижать всех остальных?

08.11.2003 1512 мин.

Вопрос: Я часто читаю беседы Любавичского Рэбэ на тему недельной главы Торы, меня также интересует и та огромная и полезная работа, которую проводит Рэбэ. Я даже считаю себя почти «хабадником». Но есть несколько вещей, которые я не в состоянии «переварить». Может, вы сможете мне их объяснить?

Я часто слышу: «Только Рэбэ, кроме него нет никого». Но ведь еврейский народ не сирота — ведь есть и другие великие и праведные люди. Неужели они все — «никто»?

Я слышал много рассказов про Любавичского Рэбэ, про чудеса, которые он совершает. Но ведь и другие праведники совершают чудеса. У них есть ученики и хасиды, которые все в один голос твердят, что их Рэбэ — великий в Израиле.

Это меня крайне возмущает. Как можно утверждать, основываясь лишь на собственном, субъективном, мнении, что тот или иной человек — «величайший в нашем поколении», и принижать всех остальных?

Удовлетворительного объяснения этому я пока не нашел ни в том, что читал, ни в том, что слышал. Я много читал про Любавичского Рэбэ. Про Рэбэ пишут многие уважаемые и великие люди. Одни восторгаются глубиной его взгляда, другие восхищаются его удивительной мудростью и обширными знаниями, третьи — чудесами Рэбэ. Все это, несомненно, поражает воображение. Радует и то, что у еврейского народа есть такой великий и талантливый человек, несмотря на то, что это — субъективное мнение тех, кто пишет о Рэбэ.

Однако разве мы не обязаны задать вопрос: что говорит по этому поводу Тора? Ведь Тора дает объективное, универсальное, неоспоримое мнение. Буду вам благодарен, если вы уделите немного вашего времени, чтобы прояснить мои сомнения. Ами И. (Израиль)

Отвечает рабби Залман Абельский:

Здравствуйте, Ами.

Я много думал о том, как разъяснить Ваши сомнения. Такие вопросы гораздо лучше обсуждать при личной встрече, в беседе. Но пока нам не представилась такая возможность, и не подобает жаловаться на Провидение. Поэтому постараюсь сначала ответить на Ваши вопросы в письме. И пусть Всевышний откроет глаза нам обоим.

Понятие «Рэбэ»* объяснено в нашей святой Торе во многих местах: в письменной и устной Торе, в открытом и скрытом учении. Поэтому странно, как это люди устанавливают, кто является Праведником и Величайшим в Израиле, основываясь лишь на собственных впечатлениях, не пытаясь выяснить мнение Торы.

* здесь мы говорим не о духовном наставнике некоторой группы, главе колена и тому подобное, равно как не об учителе маленьких детей, которого тоже называют «рэбэ».

В Торе есть много мест, где описывается величие Праведника мира сего и его роль, которые широко обсуждаются и объясняются в Гмаре, Мидрашах — открытом учении и освещаются в тайном учении вообще, и в Хасидизме в частности.

Праведника мира сего называют:

«Единственный в поколении» (Рамбам, Предисловие к комментариям к Мишне, в конце отрывка, начинающегося словами «Знай, что Кадмоним, и т.д.»);

«Глава поколения» («Князь поколения») (Бэмидбар 21:21 комментарий Раши);

«Предводитель поколения» (Дварим 31:7, комментарий Раши, основанный на Гмаре, трактат Санэдрин 8:1), и т.д.

Оптимальное объяснение в открытом учении я нашел у Рамбама, в его «Предисловии к комментариям к Мишне», с которым стоит подробно ознакомиться, я же вкратце передам суть этого отрывка.

Рамбам основывает свои объяснения на изречении наших мудрецов, благословенна их память: «У Всевышнего в этом мире есть только четыре локтя алахи (הלכה, алаха — закон)», которое вызывает у него вопрос: «Неужели четыре локтя закона — это то качество, которое требуется от нас, а остальную мудрость и науки следует отбросить? А во времена Шэма и Эвэра (до дарования Торы) можем ли мы сказать, что у Всевышнего не было удела в этом мире?»

В пояснение этому Рамбам пишет, что у каждого творения есть цель, ради которой оно создано, а все творения созданы для человека. Человек же создан для того, чтобы представлять себе единство Всевышнего и все, что связано с Его единством.

После того как Рамбам приходит к такому выводу, он продолжает:

«И остается здесь один вопрос: вы уже сказали, что Б-жественная мудрость не создала ничего напрасно, что все создания, и самое значительное из них — человек (созданы с определенной целью). А цель существования человека — заниматься размышлениями о Его величии. И если так, зачем же Всевышний создал людей, которые не способны к подобным размышлениям? А мы видим, что большинство людей лишены мудрости и знаний и бегут за своими страстями, а человек, которому противен этот мир, — лишь Единственный среди многих, есть только один такой человек в каждом поколении».

Понятно то, что создан «Единственный в поколении» и он и еще немногие выполняют свою миссию, но, с другой стороны, нет никакого обоснования тому, что созданы остальные люди; и Рамбам объясняет, что все люди созданы по двум причинам.

Первая причина: все люди созданы для обслуживания Великого в Израиле, для обеспечивания его всем необходимым (жильем, одеждой, пищей), и тогда будет населяться Земля и станет доступна мудрость, распространяемая Праведником мира сего, в чем и состоит его предназначение.

Наши мудрецы, благословенна их память, разбирая этот вопрос в трактате Брахот (58:2), сказали, «Бэн Зома стоял на Храмовой горе, смотрел, как евреи приходят на праздник, и говорил: «Благословен Тот, Кто создал всех этих, чтобы они мне служили». Сказано «мне» — в единственном числе, потому что он, благословенна его память, был Единственным в своем поколении».

И вторая причина создания тех, кому не присуща мудрость: составить компанию мудрецам, чтобы им не было скучно. Как сказали наши мудрецы, благословенна их память, (Брахот, глава 1, стр. 6): «Что значит «И это — весь человек»? Весь мир создан исключительно для того, чтобы ему, единственному, не было скучно».

И Рамбам делает следующий вывод: «Цель создания всего, что есть в этом тщетном мире, — это совершенный человек, обладающий мудростью и творящий добрые дела, как сказано выше. И когда задумаешься над этим, поймешь, что у Всевышнего в этом мире есть только четыре локтя алахи (закона) — и это Праведник поколения».

Из приведенных выше слов Рамбама понятно, что в каждом поколении есть один, а не два предводителя поколения. И предназначение этого единственного Предводителя поколения (что также является и признаками, позволяющими нам узнать, кто им, собственно, является) — это распространять Тору и заповеди во всем поколении.

Много хороших евреев занимаются распространением Торы. Всех их величайших усилий хватает на то, чтобы распространять Тору в синагоге, в которой они молятся, в йешиве, в которой они работают, в своем городе, районе, стране — но не по всему миру.

Влиять на весь мир может только Руководитель поколения.

После изучения приведенного выше отрывка становится совершенно ясно: Рамбам устанавливает, что Любавичский Рэбэ и есть Лидер нашего поколения, «Единственный» в нашем поколении, и что ради него созданы все творения, чтобы служить ему и создавать ему компанию, как сказано выше от имени Рамбама.

И да будет угодно Всевышнему, чтобы мы все удостоились чести выполнить свое предназначение, ради которого мы находимся на этой земле.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter