Вопрос: Скажите, вот вы так превозносите своего Ребе, а не является ли это нарушением заповеди «Не сотвори себе кумира»? Эдуард М. (Израиль)
Ответ:
Давайте разберемся, есть ли вообще такая заповедь в Торе «Не сотвори себе кумира». В Торе (глава «Итро» 20:4) сказано: «Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли». Этот запрет относится к изготовлению плоских или объемных изображений, которые предназначены для отправления языческих культов.
Что такое «кумир»? Давайте посмотрим в словарь. Слово «кумир» имеет два значения: а) идол и б) пример для подражания.
Идол — вещь, запрещенная по Торе, но у него есть четкое определение. Это может быть как вылитая или вырезанная фигурка животного, так и планета. И только определенные действия, совершаемые по отношению к этим объектам, попадают под запрет.
Очевидно, что превозношение (или почитание) праведника не имеет к этому никакого отношения. Наоборот, Тора предписывает нам почитать (уважать) учителей Торы, даже больше чем своих родителей. Ведь родители дают ребенку жизнь в этом мире, а учитель — в мире грядущем.
Если же вы имеете в виду второе значение, то в этом нет ничего плохого — праведники и мудрецы всегда были примером для подражания. Конечно, это не похоже на обычное слепое поклонение молодежи киноактерам или рок-певцам, портреты которых они развешивают у себя дома и подражают им в поведении, манере одеваться и прическе. Но не потому, что это плохо само по себе, а потому, что их объекты подражания не являются примером высокоморального поведения. Эти «кумиры» своими действиями пропагандируют запрещенные Торой вещи: наркотики, насилие, разврат и т.п.
Но что касается мудрецов Торы, то подражать им не только можно, но и нужно. Например, в книге «Поучения Отцов» (1:4) сказано: «Да будет дом твой домом собрания мудрецов; пылись во прахе их ног и пей с жадностью слова их». И есть множество других примеров...
Это относится не только к нашим современникам, но и к мудрецам жившим ранее. Например, в праздник Лаг ба-Омер сотни тысяч евреев собираются на могиле рабби Шимона бар Йохая и поют восхваляющие его песни.
Хочу также заметить, что в Устной Торе есть много высказываний мудрецов использующих по отношению к выдающимся праведникам эпитеты, относящиеся только ко Всевышнему. Например, того же рабби Шимона называли «Лицо Господина Б-га». Еще можно упомянуть Талмуд, где в трактате «Баба Батра» (75:2) объясняется, что Мошиах называется именем Б-га...
Нужно заметить, что все в мире Всевышний сотворил в противоположности — святость имеет свое антипредставление. Так почитание праведника отображается почти зеркально в поклонении известным спортсменам или «звездам» экрана. Но следует помнить, что мы вешаем у себя дома портрет праведника не потому, что так «принято» среди «фанатов» или служителей культов.