На первый взгляд, «Кибуд ав ваэм» (почитание отца и матери — одна из десяти заповедей, данной Израилю на горе Синай при даровании Торы) не входит в число семи заповедей Бней Ноах. Однако в одной из бесед Любавичского Ребе Короля Мошиаха (на недельную главу Торы «Ваишлах», Ликутей Сихот, том 5) подчеркивается, что почитание отца и матери для народов мира является составной частью заповеди о заселении мира под названием «Суды». Поэтому если вы проявляете неуважение по отношению к родителям и никак не заботитесь о них, вы получаете определенное наказание за пренебрежение этой заповедью.
Доказательством из Торы может служить произошедшее с Яаковом — вынужденный покинуть дом своего отца, он на двадцать с лишним лет лишился возможности исполнять заповедь почитания своих родителей, и впоследствии понес за это наказание по принципу «мида кенэгэд мида» — мера за меру. Его собственный сын Йосеф был продан в рабство своими же братьями, и Яаков на двадцать с лишним лет лишился любимого сына и ничего не знал о его существовании.
То есть, как уже было сказано, вы несете ответственность за отсутствие уважения к родителям. Однако также достоверно известно, что награда за тщательное соблюдение этой заповеди велика, и ей является долголетие.
Ярким примером мерила такой награды может служить Эсав — внук Авраама и Сары, сын Ицхака и Ривки, брат Яакова — родоначальник всех западноевропейских народов. Эсав был не очень хорошим человеком. Одним своим появлением на свет он уже смог совершить преступление — повредить чрево матери так, чтобы она больше не смогла иметь детей.
Ривка испытывала невыносимые боли при беременности. Когда она проходила мимо врат Учения — Яаков делал резкое движение и порывался выйти, когда же она проходила мимо кумирней — Эсав порывался выйти. Это послужило причиной того, что она отправилась вопросить Всевышнего о своей судьбе. Таким образом, еще до рождения близнецов — Яакова и Эсава — Ривка получила пророчество, в котором говорилось о том, что (Берейшит 25:23) «два племени в чреве твоем, и два народа разойдутся из лона твоего, и народ от народа усиливаться будет».
Мидраш объясняет, что означает это странное пророчество. Мы уже помним, что Яаков дал начало еврейскому народу, а его брат-близнец Эсав — западно-европейским. Пророчество Ривке означало следующее: «Знай, что у тебя родятся близнецы, и от них пойдут два великих народа и царства. От лона твоего народы эти разобщены и не смогут существовать мирно, но будут находиться в постоянной вражде. Поэтому и в чреве твоем они не могут быть в согласии, сталкиваясь друг с другом и оспаривая право владеть двумя мирами (этим и грядущим). И друг от друга они крепнуть будут, то есть никогда не смогут быть равновеликими, но возвышение одного будет зависеть от упадка другого».
Эсав родился первенцем. Он был весь в рыжих волосах и даже кожа на лице младенца отдавала каким-то красным оттенком, что указывало на склонность к кровопролитию. И действительно, всем потомкам Эсава было предназначено стать сильными людьми в этом мире, в том числе и воинами, которым не будет равных, и на это же намекает и благословение, данное ему Ицхаком (Берейшит 27:40) «и мечом твоим жить будешь». Однако сам по себе этот факт еще ни о чем не говорил. Ведь даже если человек рождается с резким и агрессивным характером, у него всегда есть возможность, при желании, употребить свою агрессивность на служение Всевышнему. То есть, можно, не дай Б-г, стать убийцей, как это и сделало большинство потомков Эсава, но можно было, используя это качество, защищать слабых. Вообще любое предназначение свыше можно изменить в ту или иную сторону. Ведь тот же выбор мы можем найти и у Ишмаэля (родоначальника всех арабских народов) — его благословение (Берейшит 16:12) «рука его на всех и рука всех на него» означало, что Ишмаэль станет разбойником (как это и сделало большинство его потомков) и на всех станет подымать руку, в ответ на что подвергнувшиеся насилию с его стороны будут нападать на него в ответ, как это ярко видно в мире сегодня. Однако это же благословение могло быть использовано и иначе. Ишмаэль мог бы употребить свою страсть к охоте для служение Всевышнему, для отмщения Его врагам, но выбрал судьбу разбойника.
До тринадцати лет братья мало чем отличались друг от друга. Однако после достижения ими совершеннолетия, Эсав решил стать охотником, а Яаков решил продолжать занятия Торой. Но кроме страсти к охоте, Эсав славился еще и фантастической сообразительностью, ибо мог ловить не только бесхитростных зверей, но и... людей в свои сети. Ицхак прекрасно понимал сущность своего старшего сына, но и он иногда попадал под власть притворства Эсава и верил ему. Эсав всегда отменно демонстрировал, что соблюдает семь законов народов мира с гораздо большим усердием, чем этого требует закон. И так было всегда. Эсав говорил одно, а думал и делал совершенно другое, тщательно скрывая свои недостатки и желая доказать всем окружающим, что он абсолютный праведник. Однако на деле он неоднократно убивал людей и соблазнял замужних и обрученных девушек, но достигнув сорока лет, сказал: «Поступлю как мой отец, который женился в сорок лет».
Но и женившись, Эсав не изменился. В жены он взял хананеек (предки современных славянских народов) — тех самых, о которых Авраам говорил Элиэзеру, что они не могут быть женами Ицхаку. Все жены Эсава были идолопоклонницами, но он изменил их имена, чтобы убедить родителей в их Богобоязненности.
Но чем же так страшны и опасны действия Эсава? Почему столь умный и проницательный Ицхак не смог до конца понять своего сына, а Ривка, которая хорошо знала характер своего старшего сына, ничем не выражала своего недоверия к нему? Дело в том, что мудрецы сравнивают действия Эсава с поведением свиньи, которая намеренно выставляет вперед свои раздвоенные копыта, как бы показывая этим, что она кашерна. Раздвоенные копыта — это действительно признак кашерности, однако свинья не жует жвачку и потому не является кашерным животным. Признак ее нечистоты скрыт глубоко внутри, он невидим. Так и Эсав. Он всю жизнь играл в праведность, а на самом деле вел разгульный образ жизни. Родители боялись быть с ним чрезмерно суровыми, ибо хорошо понимали, что если их сын стал таким злодеем в доме, где к нему все хорошо относятся, то что было бы с ним, если бы он находился в атмосфере нелюбви и неприятия? Кроме того, Ицхак все еще надеялся своей любовью и лаской привлечь Эсава к служению Всевышнему.
Образ Эсава, внешне обходительного и заботливого, но по сути жестокого, хорошо известен всем. В прошлом веке мы стали свидетелями того, как целые народы, считавшиеся венцом цивилизации, с поразительной изощренностью, разработав в мельчайших деталях методы массового уничтожения, развязали две мировые войны, истребив более полусотни миллионов человек.
Возникает вопрос. Если Эсав и все его потомки так омерзительны Всевышнему, то почему тогда Запад сегодня — это передовая кононада цивилизации? Почему на протяжении всех последних столетий они оставались лидерами и двигателем этого мира? Почему они пользуются самым огромным благословением Всевышнего в экономической, производственной, финансовой, бытовой и других материальных областях? С чего, да и откуда бы взяться такому милосердию? Ответ удивит вас — но это один из постулатов Торы. Все потомки Эсава до сих пор получают награду за то, какие почести оказывал их предок своему отцу, то есть за то, на каком уровне Эсав выполнял заповедь почитания своего отца. И вот доказательство из Талмуда: «Рабби Шимон бен Гамлиэль сказал: „Всю свою жизнь я старался выполнять заповедь служения своему отцу, однако я не сделал для него и сотой доли того, что сделал для своего отца Эсав. Всякий раз приходя к своему отцу, я надевал одежду, которая была под рукой, а уходя из дома я переодевался, чтобы на людях обязательно появляться в приличном виде. Эсав же делал наоборот. Перед тем, как появиться перед отцом, он одевал самые хорошие вещи, ибо считал, что недостойно чести отца, если он появится перед ним в простой будничной одежде“».
И это только один из примеров того уровня, на котором Эсав выполнял добровольно принятую на себя заповедь. Никто и никогда не оказывал своему отцу таких почестей, как Эсав.
И хотя хорошо известно, что чтил Эсав только своего отца, но не мать, а наградой за почитание отца является долголетие — таковой и явилась награда не только ему, но и всем его потомкам, вплоть до сегодняшнего дня.
Когда Яаков бежал от своего брата, он увидел пророческий сон. Во сне была лестница, поднимающаяся до самого Неба. По ней сновали ангелы, поднимаясь вверх и спускаясь вниз. Мудрецы объясняют, что это были ангелы-хранители каждого из семидесяти народов мира. Возвышению одного из них на арене мировой истории соответствовал подъем одного из ангелов, гибели — низвержение ангела. Яаков смотрел на подъем многих из них, считая ступеньки, соответствовавшие годам гегемонии таких народов. Однако, когда, наконец, перед Яаковом предстал последний, ангел-хранитель Эдома (название владений Эсава), тот поднимался и поднимался, и, казалось, его подъему не было конца. Яакова охватил страх, ибо, в отличие от всех других, он так и не увидел падения этого ангела...
«Неужели господству Эдома не будет конца?» — спросил он Всевышнего. «Знай, что даже если этот ангел поднимется до самых звезд, Я Сам сброшу его вниз, когда придет время», — ответил Всевышний.
Итак, потомки Эсава до сих пор получают свою награду за то, как их отец почтил своего отца, и поэтому никто не может причинить им сколь либо серьезного вреда. Считается, что Б-г платит Эсаву долг в этом мире.