Еда перед молитвой: можно, нельзя или… нужно?

24.09.2010 6940 (4)
Свободный перевод: Шолем Лугов Источник: книга «Тору искать из уст его», гл. 3
Еда перед молитвой: можно, нельзя или… нужно?
Еда перед молитвой: можно или нельзя?

Многие задают вопрос: «Почему в ХАБАДе едят мучные изделия (печенье, бисквиты...) перед утренней молитвой? Кто разрешил им это?» Ответ на это будет простой: это разрешили РАМБАМ, рабби Йосеф Каро, «Маген Авраам», «При хадаш», «Махацит а-шекель», «Элия Раба» и главное — Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах.

Сначала представляем вам отрывок из письма Ребе:

«Игрот Кодеш» том 10, стр. 326:

К моему глубокому удивлению я узнал о распорядке Вашего дня, что он не такой, как должен быть относительно охраны имущества Всевышнего — нашего тела (см. «Шулхан Арух» Алтер Ребе, «Законы ущерба для тела и души» п. 4. И см. РАМБАМ, «Законы об убийце» 1:4 и комментарий РАДБАЗа там, «Законы о Санедрине» 18:6). Особенно на основании сказанного в «маамарим» и в нескольких «сихот», что здоровье тела это одна из составляющих пути служения Всевышнему и должен быть порядок работы именно в виде «помоги вместе с ним». Особенно это относится к нашему ослабленному поколению, также в простом смысле (см. «Послание о раскаянии» в начале гл. 3) — когда мы ясно видим, что слабость тела мешает прежде всего в служении Всевышнему в служении молитвой, а также в учебе Торы и даже в соблюдении заповедей… И я сильно надеюсь, что после получения этого письма, Вы не будете голодать несколько часов в день, а попьете что-нибудь укрепляющее тело и съедите немного мучных изделий утром и даже перед молитвой. И уже известно высказывание наших учителей и их указание, что лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того, чтобы есть. И они имели в виду также в простом смысле, что если человек голоден во время молитвы, то для людей нашего уровня невозможно, чтобы это не помешало в сосредоточении во время молитвы («итбоненут») и ее длительности. Но когда он поест перед молитвой, эта проблема исчезнет и теперь в его возможности — если он только захочет — выполнять работу лучше и выше.

Есть у нас четкое указание от нашего учителя и Ребе, что не только можно есть мучные изделия перед молитвой, но мы обязаны это делать. Более того, в конце письма Ребе дает указание влиять на других людей, чтобы и они поступали подобным образом. То есть чтобы те люди, которым вреден пост (и Ребе приводит источник — «Послание о раскаянии» Алтер Ребе — в котором говорится, что это относится ко всем людям в нашем поколении) — ели перед молитвой.

Когда мы внимательно читаем это письмо, то видим, что Ребе говорит о двух причинах, которые разрешают (и обязывают) еду перед молитвой. В начале Ребе указывает причиной слабость тела, а в конце говорит о сосредоточении в молитве.

И действительно, в еврейском законе мы находим два закона на эту тему. Если человек должен есть по указанию врача (то есть жажда и голод способны повредить его здоровью), то нет вообще вопроса в том, что он должен есть перед молитвой и это не имеет никакого отношения к сосредоточении в молитве, ведь даже если такой человек может сосредоточиться, он все равно должен есть из-за здоровья. И также и здоровый человек, которому жажда и голод мешают сосредоточиться в молитве, может (и должен) поесть, как это будет объяснено ниже.

Разрешение есть перед молитвой как лечение

Что касается еды для лечения, то приведем еще одно письмо Ребе:

«Игрот Кодеш», том 19, стр. 40:

Что касается того, что Вы пишете об указании врачей часто есть, что помешает длительной молитве утром, так как до сих пор Вы остерегались есть перед молитвой по указанию — так эта еда является при заболевании, о котором Вы пишете, лекарством (препятствующим скоплению желудочного сока в кишечнике), а не из-за голода и даже не для укрепления тела. И на основании этого — полное разрешение (в «Шулхан Арух» Алтер Ребе 99:5. См. также слова «При хадаш» приведенные в «Махацит а-Шекель» там) и на основании известного правила в ТаЗ, раздел «Йорэ деа» в начале п. 117. И нужно сказать, что несомненно не об этом изначально было указание. А на будущее — нужно разрешить это поведение перед тремя людьми.

Здесь Ребе упоминает разрешение в «Шулхан Арух» Алтер Ребе, который пишет следующее (99:5): «Мудрецы запретили есть или пить с рассвета, пока человек не помолится... Поэтому можно пить воду перед молитвой, несмотря на то, что это потребность тела, так как к этому не относиться высокомерие… И даже различные виды пищи и напитки, к которым относится высокомерие, разрешено есть и пить для лечения, так как в лечении нет высокомерия». Правило же ТАЗа таково: «У мудрецов нет возможностей запретить вещь, которую Тора открыто разрешила». То есть автор письма утверждал, что до сих пор он никогда не ел перед молитвой по указанию и на это отвечает ему Ребе, что так как на это есть полное разрешение в «Шулхан Арух», то не может указание запретить это.

И еще несколько отрывков из писем Ребе:

«Игрот Кодеш» том 7, стр. 322:

И вот известно до какой степени в глазах Всевышнего ценно здоровье еврея… И понятно, что Вы должны оберегать свое здоровье, ведь для этого Тора передала врачу право давать указания о еде и питье… и нужно вести себя согласно указаниям врача. И непонятно то, что Вы пишете, что из-за этого не можете молиться. Если Вы имеете в виду, что не едите ничего до молитвы, то ведь известно из слов последних законоучителей и также постановили главы ХАБАДа, что в случаях, когда это необходимо для поддержания здоровья, можно есть перед молитвой и наоборот — это заповедь и необходимость. Особенно на основании высказывания Цемах-Цедека, что лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того чтобы есть.

«Игрот Кодеш» том 5, стр. 150:

…Вы не комфортно чувствуете себя в том, что касается Вашего здоровья, вообще, и в частности, насчет вопроса, связанном с тем, что вы едите печенье перед [утренней] молитвой. Поэтому я приведу здесь высказывание святого Баал-Шем-Това, напечатанное в [книге] «Кетер Шем Тов»… Там написано: «Когда тело болеет, [тогда] также [и] душа ослаблена, и [человек] не может молиться как надо, и несмотря на то, что он чист от грехов — поэтому человек должен сильно следить за своим здоровьем».

«Игрот Кодеш» том 14, стр. 18-19:

…Мне стало известно к моему глубокому удивлению, о вашем поведении в отношении еды и питья, что это не так, как следует быть… И уже известно высказывание Цемах-Цедека, что лучше сначала поесть, чтобы потом помолиться, чем наоборот — молиться для того, чтобы потом поесть. И в связи с ослабленностью этих поколений разрешают даже есть мучные изделия (выпечку) перед молитвой (понятно, что после чтения «Шма») для тех, кто завершает молитву через много времени после того, как просыпаются. И не следует устрожаться в этих вопросах, так как устрожение ведет к послаблениям в службе Всевышнему.

Разрешение и обязанность есть перед молитвой для сосредоточения в молитве

И даже относительно здорового человека Алтер Ребе пишет так (99:5): «…только если человек не может сосредоточиться в молитве, пока он не поест или не попьет, то даже сегодня, когда не могут особо сосредотачиваться в молитве, тем не менее, если он хочет поесть и попить для сосредоточения в молитве, то может это сделать».

Источник этого постановления находится в «Шулхан Арух» рабби Йосефа Каро (там, п. 4): «Испытывающий жажду и голодный входят в категорию больных. Если есть у него возможность сосредоточиться — пусть молится, а если нет — если хочет, пусть не молится, пока не поест и не попьет». «При мегадим» спрашивает, почему «Бейт Йосеф» упомянул испытывающего жажду, ведь воду можно пить перед молитвой в любом случае? И объясняет от имени «При хадаш», что если человек хочет пить, то разрешено ему также и есть «чтобы пустое питье не нанесло ущерба здоровью».

Также и РАМБАМ в «Законах о молитве» (5:2) пишет: ««Испытывающий жажду и голодный входят в категорию больных. Если есть у него возможность сосредоточиться — пусть молится, а если нет — пусть не молится, пока не поест и не попьет». Почти то же самое, только у «Бейт Йосеф» добавлены слова «если хочет». «Маген Авраам» (п. 113) цитирует «Бейт Йосеф» и объясняет: «Так как не могут особо сосредотачиваться, то можно молиться даже если не может сосредоточиться. Но если человек хочет полагаться на мнение РАМБАМа и поесть и попить перед молитвой, то можно». «Элия раба» также постановил как РАМБАМ: «Хотя человек не может особо сосредотачиваться, запрещено молиться не поев и не попив и также постановили «Тосафот». И даже если есть необходимость есть и пить постоянно, то нужно делать так». (См. также «Диврей Хамудот» на РОШ, трактат «Брахот» глава 1, п. 162 и глава 4, п. 136. И в сборнике «Симлат хаим» п. 145…)

И мы видим, что без сомнения можно есть перед молитвой для того, чтобы можно было сосредоточенно молиться. Более того, это необходимое поведение. А «Матэ Моше» пишет (часть 1 п. 107) так: «Не молитесь, не поев перед этим».

Председатель религиозного суда ультраортодоксальной общины Иерусалима рав Моше Штернбух пишет («Тшувот вэ анъагот» часть 1 п. 73): «Как испытывающий жажду и голодный может даже поесть и попить перед молитвой и как объясняется в „Шулхан Арух“, что тогда еда помогает сосредоточиться в молитве, также и питье к которому был привычен мешает молитве (если не попил) и поэтому нет в этом нарушения запрета… А если человек сказал перед этим благословение на Тору и утренние благословения, а также „Шма“ с условием, что принимает на себя Власть Небес, то… по Торе он уже исполнил заповедь о молитве». Как известно, в ХАБАДе принято есть перед молитвой только после утренних благословений и «Шма».

Обычай ХАБАДа есть перед молитвой по указанию и личному примеру Ребе

Автор книги «Мишна Брура» (р. Исраэль Меир Коэн или Хафец Хаим) разрешил пить чай перед молитвой без сахара, а сахар класть в рот отдельно. Есть история, как Хафец Хаим ехал в поезде и с ним рядом сидел хасид, который ел и пил перед молитвой. Спросил его Хафец Хаим: «Что это значит?» Хасид ответил: «Лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того чтобы есть». Сказал ему на это Хафец Хаим: «Ты прав, но я уже стар, чтобы менять свои привычки»…

Как-то во время праздника Суккот, Ребе зашел в сукку возле «770» и ел там перед молитвой. Ребе обратил внимание, что один из старых хасидов неодобрительно смотрит на него и сказал: «Я делаю это специально при всех, чтобы с меня брали пример все. Я не стесняюсь хабадского обычая!» Рассказывают также, что в начале 40-х годов, при жизни своего тестя — Ребе РАЯЦ, Ребе Король Мошиах приносил в праздники мучные изделия и раздавал их хасидам и ученикам йешив. Когда р. Берел Баумгартен не захотел есть, так как не был привычен к этому, Ребе сказал: «Если поешь — будешь хасидом, а если нет — не будешь хасидом».

И как обычно Ребе שליט"א объясняет эту идею с точки зрения внутренней части Торы. В беседе на главу «Ваякель» 5713 г. Ребе пишет так: «В эти дни намного легче заниматься работой по переборке искр святости… Например, в предыдущих поколениях только после молитвы и последующего урока Торы ели „утренний хлеб“. Но в последних поколениях разрешили пить перед молитвой, а еще позже разрешили и есть мучные изделия перед молитвой… И причина по простому заключается в слабости тела у людей последних поколений, но внутренняя, духовная причина заключается в том, что работа по переборке материального мира стала намного легче, чем раньше, так как евреи занимаются все время извлечением искр и эта работа почти закончена. Поэтому есть силы очистить материальные вещи и перед молитвой, только если это делается для самой молитвы».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):