СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 13:06

Долг солдата

Кем бы ни были наши солдаты в мирной жизни — выдающимися учеными или простыми рабочими — они откликнулись на этот призыв всем сердцем, с энтузиазмом и безграничной преданностью. Мы все были тому свидетелями.

20.02.2006 1738 мин.

Любой жизненный опыт можем быть полезен человеку в служении Б-гу — это одно из основных положении хасидизма. Обращаясь к текущим мировым событиям, Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах соотносит их с религиозной жизнью евреев. Публикуемая беседа состоялась вскоре после Шестидневной войны, которая произошла накануне праздника Шавуот 5727 (июнь 1967).

Во времена Исхода из Египта еврейский народ называли «Воинством Б-га», используя полувоенный термин. В современном Израиле солдат призывают индивидуально. На этот призыв сразу же откликаются все без исключения.

Получив приказ явиться на призывной пункт, солдат, как и его далекие предки накануне Дарования Торы, действовал по принципу «сначала исполним, потом поймем». Он не задавал вопросов, не требовал объяснений, не обсуждал этот приказ со своей семьей или с женой и даже наедине с собой не размышлял о том, разумный это приказ или нет. Он не пытался послать кого-нибудь вместо себя и не говорил, что заслуживает более высокого назначения, поскольку обладает редкими и выдающимися талантами.

В этом — урок для каждого еврея. Когда еврей получает «повестку о мобилизации» от Б-га и понимает, что речь идет о жизни или смерти, он не колеблется и не размышляет. Как настоящий солдат он не подвергает сомнению приказ «Генерала». Такая мысль никогда не придет ему в голову, даже если у него и возникают какие-то сомнения, он все равно выполняет свой долг. Позднее, он, возможно, узнает, чем был вызван этот приказ, ну а если и нет, — его это не особенно волнует.

Кем бы ни были наши солдаты в мирной жизни — выдающимися учеными или простыми рабочими — они откликнулись на этот призыв всем сердцем, с энтузиазмом и безграничной преданностью. Мы все были тому свидетелями. Такое поведение оказалось своеобразной подготовкой к празднику Шавуот (празднику Дарования Торы), который, по Воле Божественного Провидения, пришелся на последующие дни. Эти два события — праздник Шавуот и отклик людей на мобилизацию — были взаимно связаны. В этом можно усмотреть ясное указание всем евреям. каким должно быть наше отношение к соблюдению Торы.

Когда дело касается Торы, еврея порой тревожат вопросы и сомнения. Силы зла внутри человека подстрекают его: «Сначала расспроси, что такое Тора, а потом подумай и оцени ее, и только после этого принимай решение. Поскольку Тора — воплощение мудрости и знания, ты в итоге наверняка согласишься с ее учением. Поэтому не торопись ее принимать». Помните, подобные сомнения продиктованы вовсе не заботой о вашем просвещении: это — коварная лесть сил зла, стремящихся ослабить вашу преданность Торе.

Еврей, «призванный» Торой, может извлечь из Шестидневной войны важный урок для себя. По отношению к новобранцам не нужно было применять ни угроз, ни давления: они по своей воле немедленно откликнулись на призыв. Почему? Потому что каждый солдат знал, что этот приказ обращен лично к нему, что на карту поставлена его жизнь и жизнь всего народа. Ему не нужно было ничего объяснять, у него и так не было никаких сомнений. Точно так же еврей должен принимать Тору — всей душой, безоговорочно и безгранично, а понимание ее придет к нему уже после того, как он выполнит свои обязательства по соблюдению Торы и ее Заповедей.

* * *

Злое начало еще более «бурно протестует», когда кто-либо призывает человека следовать путем Торы. «Да как ты смеешь порицать меня за мои поступки! Не лезь не в свое дело! Ты живешь своей жизнью, а я — своей. Как хочу‚ так и живу! Кто ты такой, чтобы указывать мне надевать Тфиллин, соблюдать Субботу! Это — не твое дело!». Это — древний спор, не в наше время начатый.

Маймонид в своем Своде Законов делает одно важное замечание, правильность которого в очередной раз подтвердилась во время Шестидневной войны: «Если солдат не воюет с полной отдачей всех своих сил, то он, по сути дела, проливает кровь собственного народа». Когда солдат пренебрегает долгом на своем небольшом участке, опасности подвергается не только доверенная ему позиция, но и вся страна, так как противник, воспользовавшись этим слабым местом, может разгромить весь народ.

Во время Шестидневной войны каждый солдат знал, что от него зависит не только судьба его отряда, но и будущее всего «народа, обитающего в Сионе».

Сравнивая долг солдата с долгом еврея перед Торой, можно сказать, что от исполнения каждым евреем Торы и Заповедей зависит не просто безопасность его небольшого участка, его самого и его семьи — на нем лежит ответственность за весь дом Израиля, за весь еврейский народ.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter