22 Менахем-Ава 5781 года, суббота недели, гл. Экев

Полезно для перестройки представлений

06.03.2006 4107 (0)
Свободный перевод: Шмуэл Соминский Источник: «Эйн Малхут» глава 19, стр. 94-95, гл. «Шмини» 5746

1. Рамбам (в «Законах тшувы», объясняя идею выбора (имеющегося у каждого человека)) пишет: «И не удивляйся и не говори: “Каким образом человек будет делать все, что захочет, а поступки его будут преданы Ему מסורים לו]?! Ведь совершит он в мире вещь не разрешенную его Создателем и которой Он не желает?..”»

И объясняет: «Знай, что все Он делает по воле Своей... так хочет Он, чтобы у человека было право... чтобы он по собственной инициативе מעצמו] и по собственному разумению... делал все, что человек может делать».

Однако, (на первый взгляд) все еще непонятно:

Идея человеческого выбора, на первый взгляд, — противоречит идее единства Благословенного. Ведь про Него говорится,] что «ни у чего существующего, помимо Него, нет, не дай Б-г, никакой власти, ибо все они действуют по воле Его и по приказу Его». А если так, как же возможно, чтобы у человека был выбор делать то, что он захочет? Да, действительно, наличие имеющегося у человека выбора обусловлено волей Святого, благословен Он. Но, все же, раз человеку дана воля делать все, что он пожелает, — на первый взгляд получается, что теперь он может делать то, что он (данный человек) хочет, в том числе] то, что не позволено его Создателем. И как же такое — противоположность единства Его, благословенного — возможно?!

2. Необходимо дать объяснение этому. И в качестве предисловия. Известно, что свобода выбора, в истинной форме, отсутствует где-либо, помимо Сущности Его, благословенного. А выбор, как он представлена] в человеке — является свободным и истинным] в силу того, что «Вот человек стал, как один из нас», — как Единственный этого мира «יחידו של עולם» т.е. Б-г]. — Именно] по этой причине в силах человека אדם] («вы зоветесь “адам человек]”») делать «все, что он пожелает, и нет того, кто мог бы воспрепятствовать ему». — Наподобие Единственному этого мира, которому «никто не может воспрепятствовать».

И хотя, на первый взгляд, удивительно, как это возможно (чтобы человек был подобием «Единственного этого мира» и т.д.), — поскольку для Него, благословенного, невозможно, не дай Б-г, ничто «невозможное», и, как известно, Он, благословенный, — «Тот, для Кого]невозможное невозможно נמנע הנמנעות]», — когда поднялось в воле Его, благословенного, что будет у него (человека) выбор, подобный Его (Святого, благословен Он) выбору], — понятно, что нет того, кто мог бы Ему в этом] воспрепятствовать.

И то же, в отношении нашего вопроса — (единства Его, благословенного). Поскольку Он, благословенный — «Тот, для Кого] невозможное невозможно», — невозможны для Него, не дай Б-г, никакие ограничения, включая также те «ограничения», которые следуют מצד] из 13 принципов веры (единство Его, благословенного).

И это попросту понятно даже без веры. Поскольку Он — «Всевышний», — то есть выше человеческого разума, — невозможно, чтобы разум человека «выносил решения יפסוק]» по поводу Него, благословенного, что касательно тех или иных вещей дело должно обстоять согласно его пониманию!!

И само собой разумеется: то, что у всех творений отсутствует способность выбирать, и они действуют во всех деталях лишь согласно воле Его, благословенного (хотя это — из основ веры, и те, кто говорят, что есть среди существующих те, кто способен поступать по своей воле, это идолопоклонство и отрицание единства Его, благословенного), — это не потому, что это обязательно так с точки зрения логики], но лишь потому, что так захотелось Ему, благословенному. Что по-другому, относительно человека. — Воля и желание Святого, благословен Он, — в том, чтобы у него имелся свободный выбор. — Элементарно, что Он, благословенный, способен невзирая на наличие свободы выбора у человека] сделать все, что Он захочет, и нет того, кто мог бы, не дай Б-г, воспрепятствовать Ему.

И необходимо сказать, что это вышесказанное] также является причиной использования Рамбамом в его объяснении] именно такой формы изложения זהו גם דיוק]: «так он хочет, чтобы у человека было право...» То есть, так захотелось Ему, благословенному. И более того: «ככה חפץ так хочет]» именно словом «חפץ»], — что указывает на] аспект «חפץ» — внутренней воли פנימיות הרצון].

И в любом случае, в обсуждаемом вопросе мы видим, что человек («вы зоветесь “адам человек]”») отличен от всех творений, которых Святой, благословен Он, сотворил так, чтобы не было у них никакой способности выбирать], и чтобы действовали они исключительно по Его воле и Его приказу. Что не так, касательно человека. — Захотел Святой, благословен Он, чтобы он был подобен Ему, благословенному, чтобы мог делать все, что пожелает, — наподобие того, как Сущность Его, благословенного, может делать все, что пожелает. Поскольку, как говорилось выше, по воле Его, благословенного, человек — по сути своего существования подобен, как бы, Сущности Его, благословенного.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter