Что такое дождь и как он возникает? В Торе сказано, что «пар поднимается от почвы и орошает все лицо земли…» Об этом же говорится и в учебниках — вода испаряется в атмосферу, а пар собирается в облака, которые проливаются дождем. Эту влагу и потребляют деревья и растения на земле.
Всевышний создал мир, которому присущи порядок и закономерность. В чем заключается логика этого конкретного цикла? Почему вода, первоначально находящаяся в почве, под воздействием солнечного тепла должна испаряться и превращаться в атмосферный пар, который, в ответ на наши молитвы, возвращается на землю в виде дождя?
Всевышний без труда мог бы устроить мир так, чтобы влага постоянно находилась в почве и питала земные растения. Однако Он пожелал, чтобы мы возносили Ему молитву о дожде. Мы должны знать, что все исходит от Него. Чтобы мы всегда помнили об этом, Он счел нужным организовать такой кругооборот воды в природе, который, на первый взгляд, противоречит закону, гласящему, что вода всегда опускается с более высокого уровня на более низкий. Из этого мы извлекаем урок — всегда, когда мы в чем-либо нуждаемся, мы должны обратиться с молитвой к Всевышнему… Только тогда вода возвращается на землю.
В Талмуде рассказывается о засухе, которая в древние времена поразила Землю Израиля. Дождя не было три года подряд. Когда на третьем году сезон дождей подходил к концу, а дождь так и не пошел, жители Израиля обратились за помощью к великому мудрецу по имени Хони и попросили его помолиться о дожде.
Мудрец долго молился, но все было тщетно. Тогда он очертил в пыли круг, сел в него и заявил Б-гу, что не сдвинется с места, пока его просьба не будет удовлетворена. И пошел дождь: сначала были мелкие капли, потом — крупные, а затем каждая — с ведро. Хони не сдвинулся с места. Он не хотел засухи, но ему не нужен был и потоп. Наконец пошел нормальный дождь.
В законах Талмуда есть принцип, который называется «хазака». Если вы владеете участком земли или домом три года подряд, то приобретаете на них постоянное право. Засуха, о которой идет речь, продолжалась три года. Таким образом, можно было бы подумать, что засуха стала хазакой — постоянным явлением. Тем не менее, не было никакой паники — люди продолжали молиться Всевышнему. Ведь все принадлежит Б-гу, и Он может даровать все. Засуха продолжалась три года, и могло показаться, что это явление стало постоянным, но люди продолжали молиться о дожде. И Всевышний, наконец, откликнулся, и пролившийся дождь напоил деревья и растения.
Из этой истории мы можем извлечь важный урок. Как бы мало времени мы ни уделяли соблюдению религиозных предписаний за последние три (или тридцать три) года и сколь бы постоянной (хазака) ни казалась внешне «засуха», наступившая в нашем соблюдении Торы и Заповедей, т.е. невзирая на привычки, выработавшиеся у нас за многие годы, не нужно поддаваться панике. Если мы возвысимся над юридическими рассуждениями о «постоянном праве собственности» и искренне и честно попросим милости у Всевышнего и если мы, подобно Хони, будем твердо отстаивать свои позиции и упорствовать в нашей молитве, то обязательно снова прольется «дождь», который напоит наши духовные «угодья» и возродит к жизни «растительность».