Пить но не хулиганить: как это делается?

23.02.2021 229 (0)
Рав Зеэв Кромби Перевод для сайта: Шауль Айзенберг
Пить но не хулиганить: как это делается?
Пить но не хулиганить: как это делается?

Всем нам известно высказывание: «Самая большая заповедь, это быть весёлым». Каким же образом можно достичь веселья в эти сумасшедшие дни, когда Иерусалимский Храм до сих пор разрушен? На этот вопрос отвечает рабби Йеуда сын Батиры: «Сейчас, когда Храм разрушен, мы веселимся при помощи вина, как это сказано в 104 главе книги Псалмов: „Вино веселит сердца людские“».

Эта заповедь становится ещё более актуальной в Пурим. В Пурим не достаточно просто веселиться. Многие в этот праздник стараются выполнить предписание, которое нам оставил Раба: «В Пурим следует напиться так, чтобы не чувствовать разницу между фразами „Проклят Аман“ и „Благословенен Мордехай“». В связи с этим принято наливать большое количество «лехаим». А это может уже нарушить пропорцию. С одной стороны у хасидов принято говорить «лехаим». Но с другой стороны, есть такие, которые выпивают в Пурим (и не только в Пурим) столько, что приходят домой «весёлые», как положено…

В своей беседе на главу Торы «Шмини» в 5724 (1964) году Ребе Король Мошиах затронул эту тему. В начале беседы Ребе сказал, что его отношение к данной теме такое же, как и у Ребе РАЯЦа (предыдущего Ребе). И что Ребе РАЯЦ сказал, что спиртные напитки — это мерзость. Далее Ребе сказал, что эти свои слова он обращает к тем, кому ещё не исполнилось 40 лет. А особенно к неженатым юношам: по отношению к ним существуют ещё причины, по которым им следует отказаться от «лехаим». Ребе также упомянул тогда историю, которую рассказывал Ребе РАЯЦ, что были такие хасиды, которые сидели на хасидском застолье в длинные зимние ночи и на столе у них стояла одна бутылка водки. А по окончанию застолья, хасиды выливали в эту бутылку остатки из своих стаканов.

В продолжение этой беседы Ребе вынес «постановление о напитках». Ребе разрешил выпивать не более 3-х маленьких рюмочек, и чтобы общее количество выпитого было не более 86 миллилитров.

Можно понять, почему Ребе ограничил в выпивке тех, кому не исполнилось 40 лет. Эти люди ещё молодые и неуравновешенные. И большое количество спиртного может навредить им и вызвать у них неадекватное поведение! А те, кто уже перешёл 40 летний рубеж, обычно уже повзрослевшие и остепенившиеся. А потому не будет ничего страшного, если они примут больше обычного.

Надо меньше пить!
Надо меньше пить!

Проблема с чрезмерным употребление алкоголя началась не с хасидского застолья, а намного раньше. В мидраше «Танхума» приводится история от имени наших мудрецов, что когда Ноах вышел из ковчега, он посадил виноградник. Пришёл нечистый и спросил его: «Что это»? И ответил ему Ноах: «Виноградник»! «А для чего?», — не унимался тот. «Для того, что его ягоды вкусны, как свежие, так и высушенные. И для того, чтобы делать вино, которое будет радовать сердце».

И тогда нечистый предложил Ноаху стать его компаньоном. Ноах согласился. И тогда нечистый привёл туда барана и зарезал его. Затем привёл льва и тоже зарезал. Затем привёл свинью и зарезал. Затем привёл и зарезал обезьяну. И полил кровью этих животных виноградник. Этими действиями нечистый хотел показать, что перед тем, как человек выпьет вина, он целомудренный, как баран перед стрижкой. А если выпьет основательно, то он становится как лев, и думает, что сильнее его нет никого на целом свете. А если человек выпьет ещё больше, то он становится похож на свинью и перемажется в своих экскрементах. А выпив ещё больше, становится, как обезьяна. Он начинает кривляться, гримасничать и сквернословить.

Всё это и приключилось с Ноахом. С Ноахом, про которого сказано, что он праведник и Всевышний восхвалял его! И Ноах после выпивки вёл себя таким образом! А что тогда говорить о других людях?

Почему я привязан к стакану?
Почему я привязан к стакану?

Так когда же употребление алкоголя может превратиться в проблему? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сперва ответить на другие вопросы: случается ли, что ты выпиваешь больше, чем планировал изначально? Пытался ли ты когда-либо сократить количество выпитого алкоголя и всё безрезультатно? А может быть выпивка занимает у тебя чересчур много времени? Является ли алкоголь помехой в твоих отношениях с семьёй, с друзьями? А может алкоголь мешает тебе плодотворно трудиться? А может ещё в каких-нибудь жизненных аспектах тебе это мешает? Может быть выпивка занимает у тебя то время, которое ты мог бы потратить на что-то более важное? Выпиваешь ли ты в настоящее время больше, чем выпивал ранее? Чувствуешь ли ты себя плохо, если не удалось выпить? Ощущаешь ли ты нервозность и беспокойство, а также затрудняешься заснуть, если не выпьешь? Все эти вопросы помогут тебе разобраться в проблеме чрезмерного потребления алкоголя.

Как же можно помочь какому-то нашему знакомому, который чрезмерно увлекается алкоголем? Во-первых, можно попробовать помочь «суровой любовью». Это значит, что необходимо установить такому человеку чёткие границы и сильные санкции и таким образом заставить его пить меньше. Теоретически это должно помочь. Но на практике это не всегда работает. Точно так же, как и увеличение штрафов за нарушение ограничений из-за коронавируса, не помогло людям меньше нарушать.

У нас иногда говорят, что «то, что не работает посредством силы, сработает, если применить большую силу». Но и это подходит не всегда. Использование силы (устанавливание границ и санкции) не всегда способны привести к нужному результату. Иногда это может только усугубить проблему, потому что людям не нравится, когда на них начинают давить и это лишь вызывает обратную реакцию. Человек не желает меняться только лишь потому, что его жена или муж просят этого и заставляют его измениться. Человек согласится измениться только тогда, когда его смогут в этом убедить и он сам этого захочет.

Иногда чрезмерный алкоголь является следствием того, что человек борется с какой-то болью или одиночеством, отсутствием любви, неоцененностью и т.д. и употребляя алкоголь, человек пытается убежать от выше названных проблем.

Недавно отошедший в мир иной р. Авраам Тверский, который являлся раввином и психиатром, был первым, который вывел такое понятие, как «эскапизм», которое означает «побег от наболевшей реальности». Если мы хотим помочь такому родственнику, то должны в первую очередь выстроить доверие между ним и нами. И если мы будем говорить с ним от всего сердца, а не эгоистично, то наши слова скорее всего найдут путь к его сердцу. Как это Ребе говорил не раз, что «слова, исходящие из сердца, находят путь к другому сердцу». И если слова эти выйдут из любящего сердца, то они возымеют действие. А если не возымеют, то необходимо проверить самих себя, а были ли мы достаточно искренни или больше эгоистичны?

Когда человек почувствует, что мы обращаемся к нему с любовью и действительно за него переживаем (недостаточно того, что мы будем убеждать его, насколько он нам дорог! Человек должен почувствовать это сам), тогда есть шанс, что он образумится и перестанет пить. Помочь близкому можно только любовью. Большой любовью.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Точка зрения » Медицина и здоровье (другие статьи):