Начнем с шутки. Однажды к хасидскому ребе пришла женщина, которая плакала от горя. «Ребе, пожалуйста, помогите мне. Мой сын полностью сошел с ума!» «Что случилось?» — спросил обеспокоенный Ребе. «Мой сын всегда был очень верующим, но недавно он начал есть свинину и танцевать с женщинами!» — рыдала разбитая женщина. Ребе ей ответил: «Ваш сын не сошел с ума. Если бы вы сказали мне, что он танцует со свиньей и ест женщин, тогда я бы мог подозревать, что он сошел с ума».
Зачем нам нужна пропаганда психологических знаний и психического здоровья, если у нас есть Тора, особенно учение хасидизма? Я попытаюсь ответить на этот вопрос, помня о различии между тремя душами, обсуждаемыми в учении хасидизма, и их взаимоотношениях друг с другом: «животная душа», которая является нашим инстинктом выживания, «рациональная, разумная душа», которая делает человека способным размышлять и думать иначе, чем все другие виды, и Б-жественная душа, инстинктивная потребность в связи с Б-гом, присущая только еврею. Начнем на примере трех человек.
Реувен испытывает огромные финансовые трудности. Он уже несколько месяцев не имеет дохода, не платит за аренду квартиры и его угрожают выселить с квартиры. Это создает у него сильное чувство тревоги и мысли о сильном беспокойстве за благополучие своей семьи. Что Реувен может сделать со своей тревогой? Подход, основанный на Торе: помочь ему увеличить свою уверенность в Б-га, что все будет в порядке. Это уменьшит его тревогу. Это также может помочь ему мыслить более оптимистично и увидеть пути решения проблем там, где раньше он их не видел. Такой подход помогает ему прислушаться к тому, что его Б-жественная душа воспринимает как реальность: ничто не существует помимо Б-га, и что, какими бы ни были планы окружающей действительности, они не имеют самостоятельной силы. А некоторые даже считают, что на основании послания 11 из книги «Тания» требуется быть полностью спокойным и не испытывать ни малейшего беспокойства.
Подход психологии: помочь ему сменить всепоглощающую бесполезную тревогу на сильное чувство здорового беспокойства, чтобы беспокойство, хотя оно все еще присутствует, не поглощало его, а скорее мотивировало его найти решение и совладать с печальной реальностью как можно лучше.
Этот второй подход пытается использовать самые лучшие стороны его «разумной, рациональной души», которая действительно воспринимает мир как силу, с которой нужно бороться. Цель этого подхода — изменить чрезмерно завышенные нереальные представления о том, насколько плоха ситуация или насколько плохой она может стать, на более реалистичные убеждения и оценки. (Например: «Даже если нас выселят, это будет очень неприятно, но это не значит, что мы навсегда останемся без крова»). Это поможет ему уменьшить сильную тревогу и сменить сильную тревогу на здоровое чувство сильного беспокойства.
(К слову, общая разница между здоровыми и нездоровыми негативными эмоциями заключается в том, что здоровые негативные эмоции, такие как печаль, беспокойство, разочарование, неудовлетворенность, сожаление или раскаяние побуждают нас изменить то, что мы можем, и справиться с тем, что мы не можем изменить, в то время как нездоровые негативные эмоции, такие как депрессия, тревога, гнев, вина или стыд заставляют нас чувствовать себя подавленными, не помогают нам справиться с ситуацией, а иногда заставляют нас пытаться изменить то, что мы не можем изменить, вместо того, чтобы справляться с этим, игнорируя то, что мы можем изменить, и поступать непродуктивно иными способами).
Поэтому, хотя психотерапия может в значительной степени помочь Реувену успокоиться, вера, особенно с помощью учения хасидизма, будет иметь еще большее воздействие и, возможно, снимет даже малейшие ощущения беспокойства. Между тем, чем более рационально он будет относиться к ситуации, тем менее сложным для него будет привлечение этой силы веры.
Шимон — богач с многочисленными особняками и дорогими автомобилями. Он не беспокоится о своих финансах, и если вы спросите его: «Почему ты не беспокоишься?», он ответит: «Почему я должен беспокоиться? Я сделал продуманные инвестиции и стал очень богатым. И даже в том маловероятном случае, если я каким-то образом потеряю все, я придумаю, как снова стать богатым или обходиться тем, что у меня есть».
Несмотря на то, что это не кажется симптомами тревоги, Тора учит человека чувствовать себя финансово стабильным только потому, что Б-г заботится о нем каждое мгновение, и что все его доходы — это просто манна небесная, для которой он сделал соответствующий сосуд. Поэтому, хотя никто не скажет, что богачу, который не беспокоится о своих финансах, нужен психотерапевт, ему могут пригодиться уникальные знания хасидизма, чтобы он научился смотреть на мир и на себя взглядом Б-жественной души, что весь мир и он сам оживляются и управляются в каждый момент времени Б-гом.
Леви так же богат и успешен, как и Шимон. Однако он страдает от тревоги по поводу своих финансов и в эмоциональном плане находится в том же положении, что и Реувен. «Что, если завтра я все потеряю? Что, если каким-то образом все мои особняки сгорят, а страховые компании воспользуются лазейками в законах и ничего не заплатят?»
Выход здесь в том, чтобы помочь Леви уменьшить его иррациональные нереалистичные страхи и думать о своей ситуации более рационально и реалистично.
Вероятность того, что что-то из этого произойдет, не оправдывает того уровня тревоги, который он проявляет. Это также не поможет предотвратить эти события. Это просто помешает ему жить счастливой жизнью и ценить то богатство, которое у него есть. Минимальная вероятность того, что что-то из этого произойдет, должна быть компенсирована принятием разумных мер по предотвращению этих событий, получением хорошей страховки, а в итоге — продолжать жить дальше.
Теперь, предположим, Реувен и Леви встретились, поделились друг с другом своими чувствами тревоги и беспокойства по поводу финансов и решили, что они намерены укрепить свою уверенность в Б-ге, что Он все устроит. Хотя это достойно уважения для Реувена, для Леви это просто глупо. Проблема Леви не в том, что он не верит во Всевышнего в ситуации с природными препятствиями. Его проблема заключается в отсутствии логической ясности в отношении того, о чем сигнализирует окружающий его природный мир. Обучение его мозга логическим рассуждениям и реалистичным прогнозам поможет ему избавиться от тревоги. Это правда, что укрепление уверенности в Б-жественное Провидение может помочь ему чувствовать себя более спокойно в целом и, следовательно, быть менее склонным к иррациональным мыслям и убеждениям, но основной источник его тревоги - это искажение реальности. Когда природа говорит, что вы в опасности, вы говорите природе, что всем управляет только Б-г. Но если природа говорит, что вы в безопасности, а вы чувствуете себя небезопасно, потому что верите, что под кроватью живут чудовища, не говорите: «Чудовища не имеют никакого влияния, потому что только Б-г управляет всем». Просто уменьшите свои абсурдные нелогичные убеждения, и вы почувствуете себя в большей безопасности.
В действительности, все евреи должны сделать все возможное, чтобы усвоить, что есть только одна истина — Б-г, независимо от того, на что похожа окружающая среда, и мы все, вероятно, должны стараться более здраво воспринимать окружающий нас мир. В случае с Реувеном его беспокойство не было вызвано серьезным недостатком психического и эмоционального здоровья и устойчивости. Вполне разумно испытывать беспокойство перед лицом подобного препятствия. Хотя степень тревоги можно снизить и трансформировать в здоровый вариант беспокойства или «беспокойства» с помощью психотерапии, укрепление его веры в то, что есть еще что-то за рамками природы, может еще больше помочь ему преодолеть трудности, как на эмоциональном, так и на практическом уровне.
Однако такое разрешение проблемы для Леви — это уход от реальной проблемы. Его проблема не в том, что он не способен проникнуть за пределы природы и воспринять сверхъестественное. Его проблема заключается в его искаженном представлении об окружающем мире, и именно здесь на помощь приходит психотерапия. Говоря другими словами: учение хасидизма появилось в этом мире не для того, чтобы превратить нас в нормальных; оно появилось для того, чтобы сделать нас святыми. Учение хасидизма предполагает, что мы разумные здоровые люди, реальность которых — это сотворенная вселенная (животная душа), и оно призвано сделать нашу реальность Б-жественной (Б-жественная душа). Если мы нездоровы, мы будем злоупотреблять и искажать учение хасидизма, как Леви в нашей истории.
Другой пример: (я поменяю имена для разнообразия) Авраам собирает своих детей в школу. Когда они уже собираются выйти из дома, жена кричит на него: «Да что с тобой такое? Что же ты за отец? Разве ты не видишь, что сегодня на улице прохладно и детям надо надеть куртки? Ты такой бестолковый!» Авраам разозлился, что его позорят при всех, и в ответ крикнул жене что-то не менее грубое, после чего между ними произошла ссора.
Как Аврааму лучше поступить в этой ситуации? Психология могла бы помочь ему сменить нездоровый гнев на здоровое недовольство, мысленно разграничивая его чувство собственного достоинства от кратковременного впечатления жены о нем, помимо других методов. Это помогло бы ему уверенно ответить супруге примерно так: «Я рад, что ты заботишься о наших детях, но я не люблю, когда меня позорят, особенно в их присутствии. Если я совершаю ошибку, ты можешь намекнуть на это, не унижая меня».
Хотя вполне понятно, что в такой ситуации человек может ненадолго испытать чувство гнева, эти эмоции и поведение считаются нездоровыми как для самого человека, так и для отношений. Психотерапия может эффективно помочь Аврааму изучить свои мыслительные процессы и изменить свое мышление, тем самым сменив гнев на здоровое раздражение и недовольство. Никто не считает, что умеренная раздраженность в этой ситуации является признаком психической или эмоциональной нестабильности. Более того, сильное, но здоровое недовольство может помочь ему настойчиво донести до супруги, что ему не нравится такое отношение.
Учение хасидизма, впрочем, предполагает, что Авраам воспримет этот эпизод как Б-жественное Провидение и то, что Аврааму нужно было услышать именно в этот момент. Его жена рассматривается всего лишь как канал для передачи послания Свыше, и поэтому ему вовсе не следует расстраиваться. С этой точки зрения, Авраам должен быть полностью доволен, признавая, что все происходящее устроено Провидением Всевышнего, и поэтому нет причин сердиться на жену, потому что ее действия не вызваны происходящим.
Как было сказано выше, попытка перейти от состояния сильного гнева к такому святому принятию ситуации гораздо сложнее, чем попытка перейти к нему от состояния здорового недовольства. Поэтому, если психотерапия поможет ему перейти от ярости к недовольству, он сможет более успешно согласно Торе перейти от недовольства к полному принятию ситуации.
Ицхак также готовит своих детей к школе и почти уже выпускает их за дверь без верхней одежды. Жена Ицхака ругает и позорит его точно так же, как это делала жена Авраама. Однако Ицхак отвечает здраво: «Я рад, что ты заботишься о наших детях, но мне не нравится, когда меня позорят, особенно при них».
Никто не считает, что в ответе Ицхака есть что-то нездоровое. Однако учение хасидизма рассчитывает и позволяет ему даже не чувствовать себя оскорбленным в первую очередь, принимая это как Б-жественное провидение и т.д. (Он все еще может выбрать вежливый протест, но это будет исключительно ради воспитания своих детей, а не ради своих личных чувств).
Дети Якова тоже готовы выйти за дверь без пальто. Его жена говорит: «Послушай, сегодня не так уж тепло, и было бы неплохо, если бы дети надели пальто». Яков приходит в ярость, как и Авраам, и кричит на жену: «Ты думаешь, я плохой отец? Не нужны мне твои советы! Иди и придирайся к кому-нибудь другому!» Все, надеюсь, согласятся, что такая реакция нездоровая. У жены Якова не было намерения обижать его, она просто обратилась с советом в связи с тем, что, на ее взгляд, является недоработкой с его стороны. Хотя, может быть, и неприятно, когда твои недостатки замечают в каком-нибудь контексте, это было явно не враждебно. Если кто-то скажет, что Якову нужно справиться со своими чувствами, воспринимая то, что сказала его жена, как Б-жественное провидение, и что поэтому он не должен гневаться, потому что именно это Всевышний хотел, чтобы он услышал, поэтому он сохранит спокойствие, несмотря на то, что чувствует себя обиженным, то это неправильное использование учения хасидизма. Здесь не было никакого намека на враждебность, и нет никакого разумного оправдания тому, что он чувствует себя оскорбленным или отстаивает свою позицию.
Проблема не в том, что Яков не признает Б-жественное провидение, хотя над этим ему еще нужно поработать, и даже если достижение большего уровня в этой области поможет ему меньше сердиться. Корень проблемы в том, что он не способен логически оценить и реалистично воспринять, чем поведение фактически плохое, в чём заключался злой умысел, и оправдывает ли оно такой уровень гнева. Его проблема в том, что он не способен смотреть на ситуацию рационально и здраво.
Если раввин говорит Аврааму и Якову, что им нужно увеличить осознание Б-жественного провидения, чтобы справиться с сильным гневом в адрес жены, то это хорошее и здоровое лечение для Авраама, но бессмысленное лечение для Якова. Когда человеческая природа подсказывает, что на вас нападают словесно, то можно посмотреть на ситуацию более здраво с помощью психологии или более свято с помощью Торы. Однако, когда человеческая природа не предполагает оскорблений или враждебности, но вы искажены в своем взгляде и поэтому болезненно чувствительны, вам необходимо восстановить свою рациональную перспективу, чтобы вместо того, чтобы иметь дело с нездоровым спектром, вы имели дело со здоровым недовольством.
Верно, что все эти три человека в целом всегда должны повышать свою осознанность в отношении Б-жественного провидения, и в целом им следует стараться быть более разумными и рациональными. Но предполагать, что Яков должен справиться с этим только путем повышения своей осведомленности о Б-жественном провидении, не пытаясь просто быть более рациональным и здоровым, неверно. Нет необходимости видеть суд там, где его нет, точно так же, как глупо бороться со страхом перед чудовищами под кроватью, только усиливая свое чувство уверенности в Б-ге. Чем здоровее животная душа и разумная душа, тем легче мы способны интегрировать реальность, воспринимаемую Б-жественной душой, в наше естественное мышление и разумную и животную души.
(Через некоторое время после написания первой версии этой статьи я услышал, как эту мысль высказал один раввин следующим образом: «Все психическое здоровье является частью законов природы. Законы природы — это не дерево жизни, но это «дорога дерева жизни» («Берейшит» 3:24).
Подобным образом те, у кого плохо развита самооценка, искажают свое восприятие аннуляции и думают, что чем более никчемными они себя считают и чем больше они разговаривают с собой в манере самобичевания и самокритики, говоря себе такие вещи, как «Я никуда не гожусь, я никчемный, Я не должен был родиться, я стыжу еврейский народ и Ребе», с грустью полагают, что достигают больших святых высот аннуляции, в то время как на самом деле они просто увековечивают негативные разговоры о себе, которыми их, вероятно, кормили окружающие, когда они росли. Настоящая здоровая аннуляция означает осознание всех качеств, которыми вы обладаете, и всего хорошего, что вы можете предложить миру, и эмоциональное удовлетворение от этого, но при этом осознание того, что с учетом объективной истины о существовании Бесконечного Создателя все ваши качества незначительны по сравнению с ним. Поэтому аннуляция — это не «я тупой». Аннуляция — это «я очень умный, но по сравнению с Б-гом мой «ум» — не впечатляет».
(Еще одна пострадавшая сторона этой нездоровой позиции — дети. Дети в первую очередь воплощают свою животную душу, поскольку им еще предстоит развить в себе единение с Б-жественной душой. Если кто-то не уделяет должного внимания развитию здоровой животной души и просто пытается отмахнуться от нее с помощью понятий веры, он будет не способен сопереживать своим детям, когда ребенок переживает беду. Говоря другими словами, чтобы установить связь с собственным внутренним ребенком, нужно установить связь со своим настоящим ребенком).
Интересно, что (насколько я знаю) даже самый традиционный мудрец никогда не предлагал, чтобы, когда еврейская пара приходит на консультацию по браку, терапевт просто научил их, как иметь больше аннуляции и любви к своему ближнему-еврею, и это решит все их проблемы. Почему-то, когда дело доходит до брака, все понимают, что здесь происходит нечто большее, чем борьба между животной душой и Б-жественной душой. В браке люди осознают, что есть элемент психического и эмоционального здоровья и стабильности, на который необходимо обратить внимание, помимо повышения осведомленности о Б-жественности брака и т.д. Надеюсь, что каждый сможет принять эту четкость и применить ее не только в личном внутреннем понимании, но и в отношении с другими.
Следует отметить, что, подобно тому, как человек с помощью способов природы зарабатывает на жизнь или сбрасывает вес, он должен знать, что все это делает Б-г, а вы лишь создаете соответствующий сосуд, то же самое верно и в психотерапии; причина, по которой природный подход лечения работает, заключается в том, что это делает Б-г. Человеку только необходимо создать сосуд, следуя психотерапевтической методологии.