В сборнике «Сегодня — день» за 22 Менахем-Ава приводится короткое, но очень важное указание Ребе РАЯЦа (от имени его отца, Ребе РАШАБа) произносить утренние благословения после ополаскивания рта.
Если внимательно прочитать письмо, из которого взято это учение, то можно заметить, что Ребе РАЯЦ уделял большое внимание личной гигиене. Он цитирует слова Ребе РАШАБа, что когда человек молится с неприятным запахом изо рта, он создает зловонных ангелов. Однажды Ребе РАШАБ сказал Ребе РАЯЦу пригрозить одному студенту йешивы исключением, если он не не будет следить за состоянием зубов.
Из этого подхода мы можем вывести принцип относительно молитвы. Хотя молитва — это в первую очередь духовная деятельность — усилие ума, сердца и души, — она не может осуществляться бестелесным разумом, сердцем или душой. Молитва требует сотрудничества, так сказать, физического тела. Соответственно, целые разделы свода еврейского закона посвящены определению физических предпосылок для молитвы. К ним относятся должное внимание, казалось бы, внешним соображениям: одежда должна соответствовать случаю; позиция человека должна отражать смирение и благоговение; воздух и обстановка, в которой собираются молиться, обязаны (физически и духовно) быть чистыми; и что само тело должно быть чистым внутри и снаружи, прежде чем человек приступит к своей молитве.
Мы видим, насколько учение хасидизма подчеркивает важность личной гигиены. Евреи, не забывайте чистить зубы! И, конечно же, читайте каждый день сборник хасидских советов.