Все знают, что Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах дал указание изучать «тему Мошиаха», но известно ли вам, что есть десять причин делать это? Читайте больше, чтобы проверить свои знания о Мошиахе!
Вот уже более 30 лет прошло с момента обращения Ребе ШЛИТА в беседе 28 Нисана: «Делайте все, что в ваших силах, чтобы привести праведного Мошиаха немедленно, сегодня же, сейчас же», и в сердце каждый хасид желает использовать свои возможности в полной мере, чтобы выполнить требование данного времени.
Быстро пролистав брошюру с объяснениями за 28 Нисана из бесед, которые называются «Двар Малхут» («Речи Короля»), хасид находит прямой путь, который Ребе ШЛИТА указывает нам для достижения цели: изучать темы Мошиаха и Освобождения.
Возможно, сейчас настало время обратить внимание на удивительное значение, содержащееся в этой инструкции, и открыть «маленькое окно» в мир собственных объяснений Ребе ШЛИТА по этой тематике, и обнаружить по крайней мере десять целей, которые можно достичь, изучая темы Мошиаха и Освобождения.
1. ПРИВЕСТИ МОШИАХА
Исходя из общей точки зрения может показаться, что первая цель изучения тем Мошиаха и Освобождения — это собственно привести Мошиаха. Эта цель упоминается в течение указанного периода несколько раз, но основной их всех является беседа в субботу «Тазриа-Мецора» 5751 года: «Увеличение изучения Торы по тематике Мошиаха и Освобождения — это „прямой путь“ для того, чтобы привести раскрытие и приход Мошиаха и Освобождения немедленно, сегодня же».
В последующей беседе («Ахарей-Кдошим»): «Каждый еврей должен добавить в „наших делах и служении“ в вещах, которые приближают Освобождение, в том числе и особенно — как уже было сказано на предыдущем фарбренгене — изучение темы Освобождения».
2. ЖИТЬ ОСВОБОЖДЕНИЕМ
В то время, как существуют некоторые виды работы, ориентированные на действие и оставляющие [внутренний мир] человека вне поля зрения, этим указанием Ребе ШЛИТА обозначил более глубокую цель: вдохнуть Освобождение и Мошиаха в душу еврея. Изучая это, еврей возвышается над способом поведения в изгнании и начинает жить в полном соответствии с образом жизни эпохи Освобождения.
Как говорит Ребе ШЛИТА в субботу «Балак» 5751 г.: «Тора обладает силой изменить характер каждого так, что даже если на уровне чувств он все еще находится за пределами темы Освобождения (поскольку еще не вышел из внутреннего изгнания), посредством изучения в Торе всего, что связано с Освобождением, он поднимается до состояния Освобождения и начинает жить в состоянии Освобождения».
Мы находим аналогичную идею, пользуясь другой терминологией, в беседе на «Симхат-Тора» 5752 г.: «То, что поведение еврея... аналогично жизни и поведению еврейского народа в Дни Мошиаха, буквально. [И это также проявляется особым образом в последнее время в том, что касается изучения «законов о Мошиахе», еврейских законов, имеющих отношение к жизни евреев в эпоху Освобождения]».
3. УКРЕПЛЕНИЕ ОЖИДАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ
Хотя вера в приход Мошиаха и ожидание его прихода является одним из принципов нашей веры, после 2000 лет изгнания и несколько десятков лет сокрытия Короля Мошиаха, большинство из нас нуждается в неком ежедневном «воспламенении» для того, чтобы пробудить подлинное внутреннее стремление в наших душах, а не просто на словах.
Несомненно, большое волнение, связанное с изучением всего, что связано с Освобождением, предназначено для того, чтобы укрепить ожидание и стремление в сердце еврея прихода Мошиаха. Как говорит Ребе ШЛИТА в беседе «Хукат-Балак» 5749 года: «Необходимо подчеркнуть с большей мерой и с большей силой относительно укрепления веры в приход Мошиаха и ожидания его прихода: „Я жду его каждый день, что он придет“, в том числе и особенно посредством изучения Торы всего, что связано с Освобождением».
Согласно беседе «Тазриа-Мецора» 5751 г.: «Есть особое преимущество в том, чтобы изучать все, что касается Мошиаха и Освобождения публично [в кворуме из десяти евреев], поскольку это вызывает волнение и радость в сердечных чувствах, ведь посредством этого усиливается ожидание и стремление прихода Мошиаха».
4. ЗНАТЬ, КАК ПОСТУПАТЬ В ЭПОХУ ОСВОБОЖДЕНИЯ
«Действие — это главное»! В конечном итоге, практическое воплощение всегда будет выглядеть лучше, чем любая теоретическая идея, какой бы святой она ни была. Так и при изучении всего, что связано с Освобождением, практическая цель стоит на первом плане — то, что нужно будет сделать непосредственно в момент начала Освобождения.
Как говорит Ребе ШЛИТА (беседа от 11 Нисана 5742 г.) об изучении законов о Святом Храме в Иерусалиме и жертвоприношений: «Хотя сейчас эти еврейские законы не имеют практического применения, им потребуется знать эти законы в будущем... Поэтому наиболее целесообразно в это время изучать законы, связанные с приходом праведного Мошиаха».
Об этом говорится и в других местах учения Ребе ШЛИТА, например, в беседе «Балак» 5751 г.: «Учиться нужно со знанием и осознанием абсолютной уверенности, что это не законы, которые будут восстановлены только с приходом Мошиаха, а практические еврейские законы текущего момента».
5. ВКУС ОСВОБОЖДЕНИЯ
«Хорошо пробовать от каждого приготовленного блюда» — в качестве очередной цели в изучении всего, что связано с Мошиахом и Освобождением, Ребе ШЛИТА показывает важность «пробовать» от бесконечного и безграничного раскрытия истинного и полного Освобождения посредством изучения темы Освобождения.
Как говорит Ребе ШЛИТА в беседе гл. «Ваэтханан» 5751 г.: «Поскольку мы находимся на пороге истинного и полного Освобождения, когда все вещи будут безграничны, необходимо «попробовать» бесконечность Освобождения, увеличивая все, что связано с Торой и заповедями сверх меры... с особым упором на добавление в изучении Торы всего, что связано с Освобождением».
6. ПОДГОТОВКА К РАСКРЫТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ
Если к каждому жизненному переходу нужно готовиться эмоционально и практически, то тем более необходима психологическая и практическая подготовка к «переходу всех переходов» всех поколений — к окончательному Освобождению. Из бесед можно понять, что указание учить все, что связано с Мошиахом перед Освобождением направлено на то, чтобы подготовить себя к тому, чтобы стать достойным «получателем» высочайшего света Освобождения.
В качестве примера можно процитировать то, что объясняется в беседе «Вайеце» 5752 г.: «В том числе и особенно — также еврейский обычай, который распространяется в наше время — изучать все, что связано с Освобождением и Мошиахом, чтобы быть готовым и подготовить других к раскрытию истинного и полного Освобождения».
В несколько ином виде мы видим это и в беседе «Балак» 5751 г. — с целью подготовки к раскрытию новой Торы: «Изучая Тору, он удостоится многих вещей, что он возвышается над „внешним“ и проникает „внутрь“, т.е. он становится пропитанным Торой (в том числе — всем, что касается Освобождения) и готовым к раскрытию того, что „новая Тора выйдет от Меня“».
7. ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО МЫ НАХОДИМСЯ НА ПОРОГЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
Часто человек может находиться рядом с редким, драгоценным бриллиантом и не осознавать, что у его ног лежит сокровище. Ему не нужно раскрывать сокровище или готовиться к его получению, ему просто нужно обратить внимание на то, что он находится рядом с бриллиантом.
Так и в наше время: помимо необходимости учиться, чтобы жить с Освобождением и приводить Освобождение, существует критическая необходимость «знать и осознавать», что мы находимся на пороге Освобождения. Требуется минимальное знание того, к какой «главе» мы подошли в этом длинном «сериале» всех поколений, и осознание того, что мы буквально находимся на пороге Освобождения.
Это достигается, в частности, посредством изучения всего, что связано с Мошиахом, в связи с чем объясняется особенность времени, в котором мы находимся.
И как объясняется в беседе «Балак» 5751 года: «Мы видим, что есть сложность в том, чтобы научить осознанию и ощущению, что мы стоим на пороге дней Мошиаха в самом прямом смысле, чтобы они начали „жить“ всем, что связано с Мошиахом и Освобождением... Совет для этого — посредством изучения Торы: всего, что связано с Мошиахом и Освобождением».
8. АКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ ОСВОБОЖДЕНИЯ
На высказывание в Талмуде: «Тот, кто занят изучением законов жертвы всесожжения в Торе, это так, как если бы он принес жертву всесожжения», Ребе ШЛИТА объясняет, что изучение темы жертвоприношений в Торе не просто дает духовный результат, равный по святости принесению жертвы, но, изучая, человек как будто совершает действие, связанное с принесением жертвы.
То же самое справедливо и для изучения всего, что связано с Мошиахом и Освобождением: изучая эти темы, учащийся фактически принимает участие в действии, связанном с изучаемой темой.
Как говорит Ребе в беседе «Корах» 5749 г.: «Изучая в Торе тему Освобождения (особенно в РАМБАМе в конце „Законов о Королях“), и тот, кто вовлечен в изучение Торы и т.д., как будто бы и т.д.».
Мы можем увидеть это и в следующей за этим беседе («Хукат-Балак» 5749 г.): «Изучая Тору всего, что связано с Освобождением... изучение этих вещей происходит по принципу „кто вовлечен и т.д., тот как бы и т.д.“, и благодаря этому мы приближаем и ускоряем и достигаем этого в действительности».
9. БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ РАСКРЫТИЯ ПРАВЕДНОГО МОШИАХА
Слова «удостоимся раскрытия праведного Мошиаха» регулярно звучат из уст каждого хасида седьмого поколения. Но важно отметить, что одним из основных способов подготовки мира к встрече Мошиаха является изучение всего, что связано с Мошиахом и Освобождением, которые обладают силой воздействовать на внутреннюю осознанную связь в разуме и сердце еврея.
Как заканчивается беседа на гл. «Хаей Сара» 5752 г.: «Каждый должен подготовить себя и всех евреев в его местности, в его городе и т.д. к встрече с праведным Мошиахом, посредством объяснения того, в чем суть Мошиаха, как это объясняется в Письменной и Устной Торе, так, чтобы это было воспринято каждым человеком в соответствии с его интеллектом и пониманием, в том числе и особенно — посредством изучения всего, что связано с Мошиахом и Освобождением, особенно через разум, понимание и знание».
10. РАСКРЫТЬ ГЛАЗА
Зимой 5752 г. Ребе объявил, что единственное, что осталось каждому еврею, это открыть глаза как следует и увидеть, что все уже готово для Освобождения». Эта фраза повторялась в то время несколько раз, с небольшими изменениями в формулировках и в разных контекстах. О том, что подразумевает под этим Ребе ШЛИТА, написано немало статей.
Но то, как заставить нас «открыть глаза», было сказано очень четко, причем обучение всему, что связано с Мошиахом и Освобождением было одним из основных.
Как объясняется в беседе «Вайеце» 5752 года: «Теперь нам нужно, как говорилось, чтобы они открыли „сердце, чтобы знать“, открыли „глаза, чтобы видеть“ и открыли „уши, чтобы слышать“... для изучения сути Торы, как она раскрывается в учении хасидизма, и выполнения указаний наших глав ХАБАДа, включая изучение всего, что связано с Мошиахом и Освобождением».