СБП. Дни Мошиаха! 16 Элула 5784 г., пятый день недели Таво | 2024-09-19 00:21

«Эти свечи»: антинигун?

Музыкальное строение нигуна «Эти свечи» напоминает калейдоскоп. Он состоит из большого количества разных эпизодов, которые логически вообще никак не связаны друг с другом.

10.12.2023 0 741 мин.

1. «Песнями были мне законы Твои»

Известный обычай в ХАБАДе — петь после зажигания ханукальных свечей нигун «Эти свечи». Что это? Текст благословения, без которого заповедь не считается выполненной? Отнюдь, нет. Благословение на зажигание ханукального светильника — это стандартный короткий текст, который говорят нараспев перед выполнением действия.

Тогда, может быть, это гимн, взятый из тайных кабалистических книг? Тоже нет.

«Эти свечи» — фрагмент из Талмуда (трактат «Софрим»), в котором содержится чисто практическая информация о том, почему нужно зажигать свечи в Хануку, памяти каких событий посвящено это действие, как нужно с ними обращаться. В таком духе вполне могла бы быть написана статья из еврейской энциклопедии.

«Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах явных и скрытых, и о войнах и о спасениях, которые сделал Ты отцам нашим в те дни, в это время, через святых коэнов Своих; и все восемь дней эти ханукальные свечи — святы, и не имеем мы права пользоваться их светом для освещения, но можем лишь смотреть на них, чтобы воздать хвалу и прославление Имени Твоему за чудеса явные и скрытые и за спасение, посланное Тобой».

В свое время Алтер Ребе объяснил, что ошибочно называть законы Торы «песнями», как это сделал Давид в своих псалмах. Как же произошло, что отрывок из Талмуда превратили в нигун? Более того: этот текст лишился своей обучающей функциональности, но не приобрел никакую другую взамен: им не благословляют и не восхваляют. Чтобы понять этот, на первый взгляд, парадоксальный факт, поговорим также и о музыке нигуна «Эти свечи».

2. Однажды в Любавичах

Музыкальное строение нигуна «Эти свечи» напоминает калейдоскоп. Он состоит из большого количества разных «стеклышек»-эпизодов, которые логически вообще никак не связаны друг с другом. Они не «вырастают» интонационно друг из друга, не повторяются по законам какой-либо стройной композиции, не несут никакой функции (экспозиция, разработка, реприза, например). Они просто следуют один за другим в произвольном порядке.

Можно было бы предположить, что музыка «идёт» за словесным текстом и иллюстрирует его, но и это не так. Мелодия, не обладая собственным глубоким смыслом (как этого следовало бы ожидать в хабадском нигуне), как будто «размывает» даже смысл, содержащийся в словах. Происходит то, что часто случается в оперной музыке (не будет рядом помянута!) и в нелюбимом ХАБАДом профессиональном хазануте: повторы одного и того же слова; распевы слогов; добавление слогов без текста. В результате этого, информативный текст из Талмуда совершенно теряет свой первоначальный облик и функцию информативности.

Есть легенда о том, как возник нигун «Эти свечи» и почему он таков, каков есть.

Ребе МААРАШ (четвертый глава ХАБАДа) был болезненным человеком, из-за чего редко проводил время с хасидами. Особенно, в последние годы жизни. Одним из моментов «обязательной программы», когда Ребе всегда «являлся народу», было зажжение большой ханукии в Любавичах. И хасиды, якобы, сочинили такой вот нестандартный нигун, чтобы подольше потянуть время пребывания рядом с Ребе.

Зная отношение ХАБАДа к увлечению «внешним», мы всё равно очень удивимся. Желание хасидов быть ближе к учителю вполне понятно. Но все эти распевы и повторы уместны в оперном театре, никак не в Любавичах. В Любавичах важно вникать в смысл каждого слова, будь то молитва, текст благословения, или хасидская беседа. Внутренний смысл настолько важен, что проникает даже в музыку! А здесь, выходит, всё наоборот. Не только музыка лишена содержания, ещё и текст слов из-за нее преподнесен так, что не пойми о чем. Есть много остроумных «лайфхаков» о «хасидских кражах», когда люди прятались в комнате Ребе, посылали друзей к нему с вопросами, ездили за ним по городам и весям — всё ради того, чтобы подсмотреть какую-нибудь деталь поведения Ребе, или узнать о нем что-то, чего ещё никто не знал. Но превращать «святая святых», хасидский нигун, в фантик от конфеты, чтобы просто потянуть время? Это уже антинигун какой-то получается!

3. Всё чудесатее и чудесатее

Давайте разбираться, так ли это на самом деле.

1. Первое, что обращает на себя внимание в нигуне «Эти свечи», это абсолютная бесполезность и слов, и музыки. Мы не благословляем, не восхваляем, не получаем информацию. Но разве такой художественный прием «бесполезности» не отражает суть ханукальных свечей, которыми нам запрещено пользоваться? Ведь даже «шамаш» в ханукальном светильнике находится выше других свечей, чтобы, если случайно свет его принес человеку утилитарную пользу, считалось бы, что это свет «шамаша», а не остальных свечей, и заповедь не нарушена. Таким образом, мы уже видим, что музыка самим своим строением иллюстрирует главный принцип заповеди, и ее, якобы, бесполезность, на самом деле — одно из средств выразительности в звуках абстрактного понятия и закона Торы.

2. Продолжаем «погружаться на глубину». Есть популярная фраза: если твоя жизнь идёт наперекосяк, возможно, в нее пытается проникнуть что-то чудесное.

Музыка нигуна настолько нетипична для хабадских нигуним, что сама по себе является иллюстрацией понятия «чуда». Чудо — это и есть «яркий фантик», нечто броское, шуршащее, заметное с первого взгляда издалека именно внешне. Всевышний творит чудеса постоянно. Вопрос в том, какой процент из них видим мы. Для того, чтобы чудо состоялось, недостаточно Того, Кто его совершает: нужен тот, кто это ЗАМЕТИТ и расскажет всем остальным. В чем, собственно, и заключается суть Хануки. Это не просто праздник чудес, это время распространения чудес. Рассказывать о них, сигналить о них светом всем прохожим — главная идея праздника.

3. Ну и в конце концов. Чудо с храмовым светильником тоже было выражено тем, что Всевышний «тянул время». Он сделал так, что евреи продержались на одном маленьком кувшинчике 8 дней, пока не подвезли новое оливковое масло.

Тут самое время вспомнить, что масло в хасидизме символизирует мудрость (ассоциативный ряд прост: масло освещает, рассеивает тьму. Тот же самый эффект производит мудрость. «Ученье свет» и далее по тексту). Таким образом, и ожидание нового масла в дни ханукальных событий, и растягивание времени рядом с Ребе в Любавичах — суть явления одного порядка: жажда приблизиться к источнику мудрости.

Есть удивительная история о кувшинчике с маслом и ещё более удивительная его хасидская интерпретация. Однажды к пророку Элише пришла бедная вдова. Она рассказала ему, что муж ее умер, сборщик налогов отобрал за долги двоих сыновей, и всё, что у нее осталось — маленький кувшинчик оливкового масла. Пророк велел ей набрать как можно больше пустой посуды (найти у себя, выпросить у соседей), заполнить ее маслом из кувшинчика, продать масло на рынке и на вырученные средства поправить свое финансовое положение. Вдова так и сделала. Случилось невиданное чудо: масло не заканчивалось, пока в ее доме оставались ещё пустые сосуды.

Алтер Ребе объясняет, что вся эта история — притча, и каждый ее персонаж — это некая «субличность». Смерть мужа символизирует потерю связи со Всевышним (как мы помним, еврейский народ — жена, Создатель — муж). Сборщик налогов — это злое начало. Оно «забрало» двоих сыновей — две базовые эмоции, порождаемые разумом (потому и называемые «сыновьями»): любовь и страх. При таком раскладе, любовь и страх больше не направлены на Всевышнего, а растрачены на разные проявления материального мира.

Кувшинчик с маслом — это неистребимая вера. Что бы ни случилось в жизни, это то, что хранится в тайниках души даже самого нищего из нас. Пустые сосуды — это действия «на автопилоте» без намерения. Когда нам кажется, что контакт с Высшим утерян, и совершаемые нами заповеди — это пустые обряды и бессмысленные ритуалы, необходимо….продолжать выполнять их с утроенной активностью (выпросить пустую посуду у соседей). Тогда масло из кувшинчика рано или поздно наполнит их все, и чем больше будет таких сосудов, тем большее богатство мы приобретаем. Собственно, нагромождение музыкальных фрагментов в нигуне «Эти свечи» — именно об этом. О том, как, казалось бы, внешнее и показное наполняется светом мудрости. О том, как заполнить «топливом» нахождения рядом с Ребе свой духовный голод.

4. Не дай себе замёрзнуть

В бытность свою в страшных советских лагерях в Сибири рав Мендель Футерфас наблюдал интересную историю. В одном из домов там, в глубоких снегах севера, жил сторож с внучкой и собакой. Однажды, внучка вышла из дома и не вернулась. Когда сторож уже собрался выйти на поиски, к нему прибежала его собака, потянула за рукав и сразу же убежала. Она так прибегала и убегала несколько раз, пока сторож не догадался последовать за ней. Там, в снегу, лежала уже почти совсем замёрзшая внучка. Преданный пёс бегал звать на помощь и сразу возвращался, чтобы согревать девочку, пока не подойдут люди и не спасут ее, чтобы она дождалась спасения и не замёрзла насмерть.

Реб Мендель извлёк жизненный урок из этой истории. У каждого из нас бывают времена «вечной мерзлоты», когда кажется, что никакой свет и никакое тепло не разобьют лёд в сердце, когда всё вокруг пустое и бессмысленное. В такие моменты крайне важно звать на помощь: чтобы подвезли новое масло для светильника, чтобы Ребе вышел из уединения и согрел своей мудростью. Но при этом, обязательно нужно продержаться своими силами, «дожить» до прихода помощников, сохранить капельку тепла, кувшинчик масла, и тогда Он сделает чудо, продлив силы на удивительно долгий срок, чтобы подмога не опоздала.

В этом главный урок нигуна «Эти свечи» для нас с вами: напомнить, что даже если на наш субъективный взгляд Освобождение задерживается, и никаких сил уже не осталось ждать, у нас в запасе всегда есть тот самый заветный кувшинчик. Стоит только создать побольше сосудов, и благословение наполнит их светом и теплом.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter