Позаботьтесь о том, чтобы с хасидского застолья выйти с хорошим решением в душе. Цель любого хасидского застолья — это практическое действие. Я бы хотела напомнить вам основную идею, которую вы конечно же, захотите взять с собой домой.
Двенадцатое Тамуза — это день рождения предыдущего любавичского ребе — ребе РАЯЦ, шестого главы в цепочке любавичских лидеров. В эту дату он неожиданно чудом был освобожден коммунистами в 1927 году после вынесения ему смертного приговора, не дай Б-г. Позже смертный приговор был заменен ссылкой на несколько лет в Кострому — не самое приятное место со всех сторон.
События, происходящие с праведником, а особенно с таким мировым лидером как ребе РАЯЦ, не являются чем-то личным.. У главы поколения нет личной жизни, похожей на нашу семейную личную жизнь. Из-за того, что глава поколения целиком связан со всем еврейским народом, то любое событие в его жизни становится событием, связанным со всем еврейским народом.
Освобождение ребе РАЯЦа из тюрьмы имело сильное влияние. В мире не найдется места с еврейским населением, на которое не повлияли бы посланники, которых ребе РАЯЦ начал посылать во все части земного шара через некоторое время после своего прибытия в Америку в 1940 году. Подумайте обо всех тех людях, которые начали соблюдать традиции в результате той работы, которую начал ребе РАЯЦ, а продолжил ее седьмой любавичский Ребе — Король Мошиах, глава нашего поколения, намного расширив поле деятельности. Если бы ребе РАЯЦ остался в России, то вряд ли бы вся эта работа была бы проделана. Его высылка из России, выглядящая трагично тогда, превратилась в источник благословений, который трудно было представить. Это истинный пример переворота тьмы в свет, горького в сладкое.
Наши мудрецы учили нас, что ничто в мире не происходит случайно. У каждой вещи имеется цель и смысл. Когда двенадцатого Тамуза было получено известие об освобождении из заключения предыдущего ребе, то хасиды ХАБАДа и их друзья (не все желают назвать себя хабадником по той или иной причине, однако много людей видят себя поклонниками ХАБАДа) отмечали тот день как праздник.
Когда придет Мошиах, мы оглянемся назад на изгнание и оно покажется нам далеким сном. Вся боль и тьма изгнания вдруг перевернутся в свет и радость. Избавление главы поколения произошло именно в месяц, часть которого мы проводим в трауре по разрушению Храма — «три траурные недели», является примером этому. Это событие, как первая ласточка, оповещает нас о том, что избавление уже в пути, и вскоре исчезнут все грустные и плохие времена, и мы увидим только радость.
Изгнание воспринимается обычно как наказание и как проявление гнева Б-га и его качества суда. Из-за наших грехов мы были изгнаны из земли Израиля, и когда мы закончим своими страданиями платить за них, тогда придет избавление. С этой точки зрения у изгнания нет собственной ценности.
Однако хасидизм, как ни странно, видит в изгнании проявление любви Б-га к народу Израиля. Я объясню это, приведя пример из хасидизма: царь, любящий своего маленького сына, захочет сам смыть прилипшую к нему грязь, а не оставлять неприятную работу слуге. И еще, мать, любящая своего ребенка, не сможет выносить его грязный вид, она постарается что— то предпринять, чтобы привести его в порядок.
В этот период я пытаюсь приучить одного из своих детей пользоваться туалетом. Конечно же, иногда случаются «аварии», и тогда я должна промыть его. Эта процедура занимает много времени. Иногда достаточно промыть ребенка в воде, но в зимние дни, когда бойлер не включен, вода холодна как лед. Иногда нужно сильно тереть ребенка, чтобы убрать с него грязь. Все это берет время и терпение, особенно если ребенок все время сопротивляется — вы причиняете ему большое неудобство, и он не хочет, чтобы вы это делали. Однако это единственная дорога его умыть, и цель оправдывает средство. Вы знаете, что вы желаете видеть своего ребенка чистым, потому что вы его любите и заботитесь о нем, но он, со своей стороны, думает, что вы плохая и жестокая.
То же самое происходит и с нами. Только потому, что Б-г нас любит, он бросает все дела и сам смывает с нас всю грязь, а не передает эту работу слуге. Поэтому изгнание является проявлением любви Б-га к своим детям, и его желание — заниматься своими детьми самому, и не нужно видеть в изгнании проявление меры строгости. Баал-Шем-Тов прокомментировал предложение из псалмов Давида «Да, увидел я тебя в святости» как молитву: «Дай Б-г, чтобы я Тебя видел в святости (после наступления освобождения) так же, как мы чувствовали Твою близость к нам в изгнании!»
В другом примере Тора сравнивает избавление с родами. Трудности изгнания, они как схватки, и они называются страданиями Мошиаха. Когда женщина находится в конце родового процесса, перед самым рождением ребенка, она проходит через минуты самых сильных болей. Но роженица знает, что для того, чтобы удостоиться великой радости родить младенца, она должна прежде пережить эти тяжелые минуты. Когда мы это знаем, мы можем принимать боль и страдания с благодарностью. То же самое и относительно изгнания — нужно понимать, что мы должны пройти боль и страдания, чтобы удостоиться радости близкого избавления.
Целью жизни ребе РАЯЦа было внедрить иудаизм в народ Израиля. У нас всех есть много приятелей и знакомых, которые, к большому сожалению, соблюдают по минимуму традиции, до такой степени, что можно с трудом сказать о них, что они являются религиозными евреями. Многие из них соблюдают заповеди, но так, что вы видите, что это не является важной частью их жизни. Они делают это, только чтобы исполнить обязанность и освободиться для поистине важных вещей. К сожалению, это ментальность изгнания.
С другой стороны, есть евреи, для которых еврейство — это основа их жизни. Каждая минута еврейской деятельности, каждый новый шанс сделать что-либо ради иудаизма радует их. Эту вещь хасидизм пытается внедрить в каждого еврея — служить Б-гу в радости, а не с ощущением: «Уф, было бы хорошо, если бы мне не нужно было бы выполнять столько обязанностей». Ментальность избавления — жить жизнью, полной радости от выполнения Торы и заповедей, несмотря на то, что встречаются трудности и преграды.
Все те, кто следит за хасидскими застольями Ребе, или кто учит его беседы, знает, что почти при каждой возможности Ребе упоминает Мошиаха, даже если он не делает этого прямо. Ребе весь проникнут темой Мошиаха, и ему удалось внести эту тему в сознание своих хасидов и других людей. Недостаточно, чтобы хасид ХАБАДа верил в Мошиаха и в построение третьего Храма. Мы, хасиды, хотим видеть это своими глазами. Может, это будет одним из объяснений того, что Ребе объявил 1988 год ( תשמ''ח ) как год построения. Как я понимаю, Ребе еще раз тактично напоминает нам, что даже такие будничные и материальные дела, как пристройку еще одной комнаты к вашему дому или покраску стен нужно рассматривать как еще один шаг к построении третьего Храма, что тоже служит примером понятию освобождения.
Рассказывают о рабби Леви-Ицхаке из Бердичева, который как бы приходил с претензиями к Б-гу. Все женщины знают — если вы сомневаетесь в прочности вашего брака, то вы начинаете относиться к своему мужу супер вежливо. А когда вы уверены в прочности вашего союза, то вы можете и поспорить с мужем — вы понимаете, что я имею в виду.
Рабби Леви-Ицхак был уверен в своих хороших отношениях со Всевышним, и поэтому мог приходить к нему иногда с претензиями. Он говорил: «Владыка мира, ты обещал быть добрым к вдовам и сиротам. Если это правда, то почему же есть так много страдающих вдов? Почему есть так много сирот? Покажи нам, что ты добрый. Мы хотим видеть это своими глазами, а не только принимать на веру».
В честь двенадцатого Тамуза, праздника освобождения ребе РАЯЦа и освобождения Иудаизма вместе с ним, чтоб мы удостоились увидеть наше освобождение своими глазами, а не только верить в него. Одной из дорог ускорения процесса — это любовь к ближнему, которой отличался ребе РАЯЦ.
В своих беседах ребе РАЯЦ часто подчеркивал, что когда один еврей думает хорошо о другом еврее, которому нужна помощь — а мы все знаем людей, нуждающихся в помощи, материальной или духовной, то сама мысль о них помогает им в действительности. Это верно также и относительно умершего праведника, который никогда не оставит без присмотра свои стада, а продолжит думать о них и просить их избавления даже будучи в мире правды.
Разрыв между нашей интеллигенцией и разумом Б-га несравненно больше, чем между разумом дикаря и врачами, потому что существует возможность обучить дикого человека и развить до определенного уровня. Однако мозг человеческого существа и его возможность понимать полностью ограниченны по сравнению с Создателем Миров. Поэтому, человек никогда не сможет дойти до понимания мыслей Б-га.