СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 16:10

2. Возвращение династии Давида и совершенство законов Торы

Мошиах приходит для того, чтобы вернуть династию Давида к ее первоначальному состоянию.

1936 (0) мин.

РАМБАМ пишет о Мошиахе и об Эре Мошиаха главным образом в двух последних главах своей книги, которые так и называются — «Законы Короля Мошиаха». В первой из них (11-й главе) РАМБАМ обсуждает личность самого Мошиаха, его деятельность и порядок раскрытия, а во второй (12-й главе) он описывает состояние на земле в Эру Мошиаха, материальные и духовные блага и мир среди людей.

В этих главах РАМБАМ определяет Эру Мошиаха как состояние раскрытия власти Всевышнего в мире, когда все станут подчиняться Ему и исполнять Его указания — 613 заповедей для евреев и 7 заповедей для народов мира. Поэтому эти главы завершают «Законы о королях», так как стремление к этой цели является внутренней задачей еврейского короля вообще, пока ее не завершит король Мошиах.

Сначала мы должны понять идею короля вообще, с помощью чего станет понятной идея королевской власти вверху — каким образом Всевышний управляет еврейским народом, а также королевской власти внизу — как им управляет король из рода Давида. Тогда мы сможем понять идею Мошиаха, который возвращает династию Давида к ее первоначальному суверенитету и раскрывает власть Всевышнего во всем мире.

Власть Всевышнего над еврейским народом

Королевская власть состоит из двух аспектов:

1) Поведение на практике, как сказано («Бамидбар» 27:17): «Который выйдет пред ними и который войдет пред ними, и который выведет их и который приведет их». При этом король руководит народом и управляет всеми делами в стране.

2) Сила короля основана на внутреннем, духовном отношении между ним и народом. Со своей стороны, король выше всех своих подданных с духовной стороны. Народ, со своей стороны, избирают его по своему желанию, как сказано («Дварим» 17:15): «То поставь над собою короля», чтобы бояться его. И как пишет РАМБАМ («Законы о грабеже и возвращении потери» 5:18): «То есть они согласны, что он их владыка, а они его подданные».

Известно, что земное королевство подобно небесному. Поэтому отношение к королю из плоти и крови можно сравнить с отношением ко Всевышнему. Как мы уже говорили, Всевышний заключил завет с еврейским народом после получения Торы. В этот момент Всевышний раскрыл свою власть над евреями, которые стали Его рабами, обязанными исполнять Его волю, выраженную в заповедях.

И здесь есть два аспекта:

1) Внутренняя связь между нами и Всевышним из-за того, что Он избрал нас среди других народов, а мы избрали Его и приняли Его власть.

2) Внешняя связь с помощью заповедей, которые символизируют принятие Его власти на практике.

В хасидизме объясняется, что власть Всевышнего над еврейским народом раскрывается с помощью земного короля, который является «колесницей» — он полностью подчиняться Всевышнему.

О первом аспекте пишет Цемах-Цедек:

Суть заповеди назначения короля состоит в том, что с его помощью евреи будут находиться в подчиненности перед Всевышним... И так как король подчиняется Небесной власти, а евреи подчиняются королю, то выходит, что в нем и через него евреи подчиняются Всевышнему.

э

Это соответствует тому, что сказал Давид во время коронации Шломо (Диврей а-Ямим I 28:5): «И избрал Он Шломо, сына моего, дабы воссесть на престол королевства Всевышнего, над Израилем». И потом (29:23): «И воссел Шломо королем на престоле Всевышнего вместо Давида, отца своего, и был удачлив, и слушался его весь Израиль».

На основании этого можно понять слова РАМБАМа, который определил идею королевской власти Давида как основу в еврейской вере: «Основой в приходе Мошиаха является то, что король может быть только из рода Давида и Шломо. И если кто-то спорит с этим, то он не верит в Б-га и отрицает слова пророка».

Возникает вопрос: как РАМБАМ мог установить веру в династию Давида основой иудаизма? Но теперь понятно, что это не просто вера в человека из плоти и крови, а это вера во Всевышнего, который назначает короля на земле.

Второй аспект — поведение народа согласно Торе — мы видим в словах РАМБАМа в «Законах о королях» (гл. 4), где он определяет цель еврейского короля. Он пишет:

И во всем должны быть действия его во имя Небес, и все помыслы и цели его должны быть направлены на то, чтобы повысить авторитет Истинного Закона, наполнить мир справедливостью, выбить почву из-под ног злодеев и сражаться за дело Всевышнего. Ведь изначально короля ставят именно для того, чтобы он судил и воевал...

Несмотря на то, что король занимается также и будничными вещами, но его основной задачей является соблюдение 613 заповедей евреями и 7 заповедей народами мира.

Как мы видим в высказывании наших учителей: «Три заповеди получили евреи перед вступлением на Святую Землю: поставить себе короля, уничтожить потомков Амалека и построить Храм». Мы видим, как сама Тора обусловливает совершенство исполнения заповедей войной Всевышнего (и уничтожением потомков Амалека) и постройкой Храма, ведь именно после этого мы сможем соблюдать все заповеди.

Это и делал Давид: он объединил под своей властью всех евреев, с его помощью было завершено завоевание Земли Израиля и он начал подготовку к строительству Храма.

Все дело в том, что РАМБАМ закончил свою книгу «Законами о королях», и этим он хотел подчеркнуть, что совершенство соблюдения Торы и ее законов возможно только тогда, когда существует еврейский король, который ведет войны Всевышнего, уничтожает потомков Амалека и строит Храм. Ведь только после этого возможно полное соблюдение заповедей Торы!

На практике это уже сделал Давид, который царствовал над Израилем и Иудеей, завоевал Землю Израиля, вел войны и начал строить Храм. Поэтому в тот момент выполнение заповедей Торы могло быть в совершенстве.

По этой же причине «Законы о королях» завершаются законами о Мошиахе, так как полная реализация наступления власти Всевышнего в мире и исполнение всех заповедей возможно только с помощью Мошиаха.

Вечная власть Давида

Хотя в течение нашей истории у еврейского народа были различные формы проявления власти, начиная с Моше-рабейну и Йеошуа (которых наши мудрецы называют королями), но основная идея королевской власти относится именно к Давиду и Шломо. Только с их помощью еврейский народ достиг спокойствия, полноты власти и построения Храма. Им обещал Всевышний вечное правление над всем еврейским народом. И как сказано (Псалмы 89:30-34): «И продолжу навеки потомство его, а престол его — как дни неба. Если сыновья его оставят учение Мое, не будут ходить по законам Моим, если нарушат уставы Мои, заповедей Моих не будут соблюдать: Я накажу [их] жезлом за преступление их, язвами — за вину их. Но милосердия Моего не отниму от него, не изменю Я верности Моей». Об этом также пишет РАМБАМ в «Законах о королях» (1:10): «С того момента, как был помазан на королевство Давид, ему принадлежит престол, и право власти сохраняется за ним и его потомками мужского пола, являющимися полноправными евреями, навсегда».

Однако на практике, после Давида и Шломо королевство было разделено, но это было в соответствии с пророчеством Ахии а-Шилони Йероваму бен Навату, как пишет дальше РАМБАМ: «Если пророк поставил короля из другого еврейского рода, и этот король следует путями Торы и заповедей и борется с тем, с чем заповедовал бороться Всевышний, то это законный король, и все заповеди, касающиеся короля, относятся к нему, хотя в принципе престол принадлежит Давиду и в будущем вернется к его потомкам».

Ребе объясняет, что у королей из рода Давида есть внутренней аспект власти, связанный с сущностью их души, а у других королей это только внешнее проявление — им просто стало разрешено руководить народом.

Все это относится и к самому народу, который даже после разделения на внутреннем уровне относится только к королевской власти Давида. Также понятно, что все это разделение было только временным, и нам обещано, что королевство вернется к Давиду, как продолжает РАМБАМ: «Но если будет поставлен король из другого еврейского рода, рано или поздно его династия прекратится».

Власть Всевышнего во время изгнания

Во время изгнания прекратилось королевство Давида и евреи попали под гнет народов мира. Очевидно, что кроме возникших трудностей в физическом смысле, также и в духовном смысле подобное состояние является неправильным в двух аспектах:

1) Подчинение народам мира не даёт возможности евреям заниматься изучением Торы и соблюдением заповедей как следует. Особенно это относится к заповедям, зависящим от наличия Храма и служения в нем, нахождения на Святой Земле, так как многие заповеди требуют наличия на ней всех евреев.

2) Даже в том случае, когда нет указов против евреев, даже если представить себе, что народы мира позволят построить Храм (как это хотел сделать персидский царь Кир), но сам факт того, что евреи подчиняются чужому правителю, который не символизируют собой власть Всевышнего, полностью противоречит истинному состоянию еврейского народа, настоящим правителем которого является только Всевышний.

Понятно, что и во время изгнания на евреев распространяется власть Всевышнего, поэтому мы обязаны продолжать соблюдать заповеди. Во время изгнания евреи начали думать, что они как брошенные своим господином рабы, поэтому они освобождены от исполнения заповедей. Но им ответил пророк Йехезкель (20:32-33): «И задуманному вами — не бывать тому, сказанному вами: „Будем, как (другие) народы, как племена (других) стран служить дереву и камню“. Жив Я, — слово Господа Бога! Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся воцарюсь над вами».

Что касается обязанности исполнять законы страны, в которой евреи живут, то это относится только к имущественным делам и разрешенным вещам. Но в отношении исполнения заповедей Торы у народов мира нет никого права указывать евреям как нужно себя вести. Как сказал об этом Ребе РАЯЦ, что только наши тела отправились в изгнание, но не души...

На более глубоком уровне можно добавить, что есть различие между государственной властью и властью короля. Первая устанавливается силой, а вторая по желанию. Поэтому сказано (Эйха 5:8): «Рабы господствуют над нами», то есть речь идёт только о господстве, а мы все время повторяем: «Нет у нас владыки, кроме Тебя». Можно также упомянуть высказывание МААРАЛа из Праги, что после исхода из Египта евреи стали свободными людьми по своей сути. Как об этом мы говорим во время молитвы: «И вывел оттуда, народ свой, Израиль, к вечной свободе».

Но на практике власть Всевышнего не заметна явно в изгнании, так как евреи подчинены народам мира, которые препятствуют нашему исполнению заповедей. Может даже возникнуть ситуация, когда находящийся под чуждым гнетом еврей может подумать, что это и есть его настоящая власть, а сам он должен быть лояльным гражданином в данной стране. Тем самым, от отвергает себя от принадлежности к народу Всевышнего.

Все это относится к Давиду, о котором сказано (Шмуэль I 16:1): «Ибо среди сыновей его усмотрел Я Себе короля». Поэтому когда находясь в изгнание мы исполняем законы правителя, мы не посвящаем себя ему и не совершаем самоумаления по отношению к нему. Наше желание — увидеть возвращение династии Давида, как мы просим во время молитвы: «Росток Давида, раба Твоего, поскорее взрасти»; во время благословения после еды: «Смилуйся... над королевским домом Давида, помазанника Твоего»; и в субботу после чтения Торы: «Возвесели нас, Господь, Бог наш... восстановив королевство Давида, помазанника Твоего... не будет чужой восседать на престоле его, не станут больше владеть его славой другие».

Поэтому в самом середине изгнания, когда более тысячи лет не было власти Давида, РАМБАМ написал о том, что король может быть только из рода Давида.

Раскрытие власти Всевышнего с помощью Мошиаха

Из всего этого понятно, в чем заключается идея Мошиаха, который приходит аннулировать состояние изгнания, в котором евреи находятся под гнетом народов мира, и возвратить династию Давида. Как сказал пророк (Ирмияу 30:8-8): «И будет в тот день, — сказал Господь Воинств, — сокрушу Я ярмо его, что на шее твоей, и разорву Я узы твои; и не поработят его более чужеземцы. А будут они служить Господу, Богу своему, и Давиду, королю своему, которого Я поставлю над ними». При этом есть два аспекта: 1) Власть Всевышнего над евреями станет открытой. 2) После этого и в результате этого евреи смогут исполнять все заповеди.

Теперь мы можем понять слова РАМБАМа (1:1):

В грядущие дни встанет Король Мошиах и восстановит династию Давида, вернув ее к первоначальному суверенитету. Он отстроит Xpaм и соберет народ Израиля, рассеянный по свету. В его дни снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом. Мы будем приносить жертвы, а также соблюдать субботний и юбилейный годы в соответствии с написанным в Торе.

Отсюда мы можем выучить две вещи: прежде всего, цель Мошиаха состоит в том, чтобы вернуть евреям их настоящее правление, и с помощью этого и в результате этого он вернет им возможность исполнения всех заповедей.

Как пишет Ребе («Ликутей Сихот» том 18):

Это не только перечисление действий, которые должен будет совершить Мошиах, и описание ситуации после его прихода, а еще и закон. Он гласит, что функция Мошиаха заключается в том, что он «восстановит династию Давида к ее первоначальному суверенитету», а вовсе не должен открывать что-то новое. И это фактически осуществляется после того, как он построит Xpaм и соберет народ Израиля, когда исполнится цель прихода Мошиаха, — тогда снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом. И это связано с возвращением всех евреев. Когда во время изгнания в еврейском народе не было совершенства, что является причиной изгнания, не было и возможности исполнять все заповеди Торы. Но когда евреи находятся в Святой Земле, имеются все аспекты в выполнении заповедей Торы, которые отсутствовали ранее…

И добавляет Ребе, что есть две основные причины, препятствующие исполнению 613 заповедей во время изгнания (кроме общей идеи подчинения народам мира): 1) Разрушение Храма, когда прекратились жертвоприношения и 2) Изгнание с Земли Израиля, когда прекратились связанные с ней заповеди. Потому возвращение законов Торы с помощью Мошиаха требует двойного условия: 1) Построить Храм и 2) Собрать всех евреев на своей земле.

Наподобие этого мы можем понять слова РАМБАМа о порядке раскрытия Мошиаха и признаках, по которым мы можем опознать его (11:4):

Но если придет Король из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль идти по ней и укрепиться в следовании ей, и будет вести войны Всевышнего‚ то мы можем с уверенностью предположить, что он Mошиаx («бехезкат Мошиах»). И если он преуспел во всем этом, и победил все окружающие народы, и построил Храм на его месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек — наверняка Мошиах («Мошиах вадай»).

Как мы видим, эти признаки являются открытием и новшеством самого РАМБАМа. И нужно понять, на основании чего РАМБАМ установил эти признаки и почему он не упомянул другие его качества — мудрец и пророк, как он сделал это в «Законах о раскаянии»?

Теперь понятно, что так как РАМБАМ установил идею Мошиаха как возвращение династии Давида и исполнение всех заповедей, то в продолжение своих слов он определил признаки, по которым мы можем узнать Мошиаха по его действиям и процессу раскрытия. Что же касается дополнительных свойств Мошиаха, то так как они не имеют прямого отношения к его основной цели, поэтому РАМБАМ упомянул о них не здесь, а в «Законах о раскаянии», где речь идёт о духовном состоянии в Дни Мошиаха и познании Всевышнего.

Вывод:

Во властвовании Всевышнего над еврейским народом есть два аспекта: принятие власти Всевышнего, а затем, как результат этого, соблюдение заповедей на практике. Еврейский король на земле соответствует властвованию Всевышнего над еврейским народом.

И в этом также есть два аспекта: с помощью принятия власти Короля Мошиаха мы принимаем на себя власть Всевышнего, которую он представляет, а после этого задача Мошиаха состоит в том, чтобы убеждать всех евреев соблюдать заповеди Торы на практике.

РАМБАМ пишет, что основная идея династии Давида заключается в том, что он настоящий, вечный король над еврейским народом во всех поколениях и с его помощью в мире раскрывается власть Всевышнего над еврейским народом.

Однако, во время изгнания, когда нет короля из рода Давида, власть Всевышнего не очень заметна и евреи не могут исполнять 613 заповедей.

И в этом состоит идея Мошиаха, который приходит для того, чтобы вернуть династию Давида к ее первоначальному состоянию.

И с помощью этого снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом. Наступит совершенство властвования Всевышнего и совершенство исполнения всех заповедей Торы.

Опубликовано: 02.11.2017 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter