Когда кто-либо напрягает свой ум и погружается в серьезные размышления над смыслом и целью жизни человека на свете, когда стремится понять он, ради чего был человек создан, когда старается распознать он те особые возможности и силы — как физические, так и духовные, — коими наделил его Всевышний, благословенный, и постичь, ради чего были даны ему эти силы, осознать, каких высот он может достичь сам, и к каким вершинам может он помочь подняться другим, когда задумывается он над всем этим, вкладывая в размышления эти всего себя, когда пытается разобраться он в настоящей природе человека — столь противоречивой и таящей в себе силы как созидать, так и сокрушать, — убеждается он, что человек — единственное существо, заключающее в себе и дух и плоть, и добро и зло, и что полон он всяческих противоречий.
«Сыны вы Б-гу, Всесильному вашему». Даже самый простой и обычный еврей, что ведет свою будничную жизнь, во всем, что ее составляет, как требует того Тора, по праву может быть назван «сыном Отцу своему Небесному». (Ведь Тора суть «учение», «указание». Тора учит еврея, как себя вести, как наставлять на правильный путь свою семью, как вести свои дела и как быть полезным обществу).
Достоинство человека в его интеллекте и в эмоциях, интеллекту подчиненных. В этом и заключается преимущество человека над животными. Однако же народу Своему даровал Всевышний, благословенный, дополнительное, чудесное средство достижения этого превосходства, дав ему Тору и заповеди.
Еврею стоит по-настоящему задуматься над тем, какое счастье несет жизнь по Торе и ее заветам, над тем, насколько глубоки и чисты те врожденные чувства, что наполняют еврейскую душу, каким живым и безграничным умом, каким сердцем, в коем пылает неугасаемое пламя любви к Всевышнему, наделен каждый еврей.
Как уже говорилось, познание и постижение — это «отец» и «мать», порождающие чувства. Есть такое познание и постижение, что создает чувство любви, есть другое познание и постижение, что вызывает чувство страха и трепета. То же касается и других чувств.
Любовью называется тяга к чему-то хорошему, что осознал и ощутил разум. Когда появляется такая тяга, человека наполняет необыкновенно сладостное чувство. Даже пройдя, оно оставляет на человеке некий отпечаток, оно влияет на его характер и поступки. Страх же вызывает в человеке отвращение к злу.