19 Хешвана 5782 года, второй день недели, гл. Хаей Сара

Пятый бокал и бокал пророка Элияу

Праздничные будни Песаха это дни между первым днем праздника — когда мы пьем четыре бокала вина во время пасхального седера и последним днем — когда мы ещё раз пьем четыре бокала вина во время трапезы Мошиаха.

561 (0)
Пятый бокал и бокал пророка Элияу
Пятый бокал и бокал пророка Элияу

Праздничные будни Песаха это дни между первым днем праздника — когда мы пьем четыре бокала вина во время пасхального седера и последним днем — когда мы ещё раз пьем четыре бокала вина во время трапезы Мошиаха.

Во время пасхального седера мы пьем четыре бокала вина. Есть еще и пятый бокал, о котором сказано в Талмуде («Псахим» 118а) от имени рабби Тарфона. Об этом пишет и РАМБАМ («Законы квасного и мацы» 8:10): «И следует налить пятый бокал... но он не обязателен, как четыре бокала». См. подробнее об этом в «Ликутей Сихот» (том 27, стр. 48), где Ребе объясняет противоречивые мнения различных комментаторов по отношению к пятому бокалу.

Михаэль Шварц вручает Ребе бокал Элияу
Михаэль Шварц вручает Ребе бокал Элияу

В наше время мы наливаем бокал Элияу, который символизирует нашу веру в наступление Освобождения, но не пьем из него. Этот обычай появился в более позднее время.

Ребе очень отрицательно относится к тому, что некоторые хотели внедрить в наше время обычай наливать пятый бокал, так как это противоречит постановлению «Шулхан Аруха» и последних законодателей (см. «Король на трапезе» том 1, стр. 136-7. «Игрот Кодеш» том 21, стр. 204).

Объясняется, что четыре бокала относятся к четыре выражениям об освобождении евреев из Египта, а пятый по мнению Ребе относится к Мошиаху. Также Ребе говорит, что согласно Алтер Ребе пятый бокал не имеет отношения к бокалу Элияу. То есть, хотя сегодня на нашем пасхальном столе бокал Элияу является пятым по счету, он не имеет отношения к пятому бокалу, о котором говорит рабби Тарфон и РАМБАМ.

Вообще, у нас не принято наливать этот пятый бокал, а в «Шулхан Арухе» сказано, что он только является средством для испытывающего сильный дискомфорт человека, который хочет выпить еще вина после четырех бокалов. Что же касается бокала Элияу, то о нем ничего не сказано у РАМБАМа и его современников, но таков наш обычай сегодня.

Интересно отметить, что хотя Ребе пишет, что бокал Элияу наливают по завершению благословения после еды, сам он наливает его до этого и указывает всем поступать именно так (см. «Книгу бесед» 5749 г., стр. 391).

Мы видим, что идея этих бокалов духовная и возвышенная, так как мы не пьем из них, поэтому РАМБАМ пишет, что пятый бокал не является обязанностью (он выше этого), а бокал Элияу связан с Освобождением (он тоже выше уровнем, чем обычное служение). В этом заключается их сходство. Но разница между ними в том, что пятый бокал является продолжением четырех предшествующих ему, а бокал Элияу это нечто отдельное, самостоятельное.

Ребе пишет, что главы ХАБАДа после благословения сливали вино из бокала Элияу в бутылку, но сам Ребе сливает вино из бокала Элияу в свой бокал, потом в бутылку, потом обратно и так много раз. Можно объяснить это тем, что Ребе в качества Мошиаха объединяет пятый бокал и бокал Элияу.

Опубликовано: 01.04.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter