16 Хешвана 5782 года, шестой день недели, гл. Вайера

Разбор заповеди плодиться и размножаться по мнению «Минхат Хинух»

Если у мужчины были дети, когда он принадлежал к другому народу, а потом он [принял иудаизм] и они приняли иудаизм, то он эту заповедь исполнил...

146 (0)
Разбор заповеди плодиться и размножаться по мнению «Минхат Хинух»
Разбор заповеди плодиться и размножаться по мнению «Минхат Хинух»

Автор сборника «Сефер а-Хинух» («Книга Воспитания»), перечисляя заповеди, насчитывает три в книге «Берейшит»: 1. Плодиться и размножаться (глава «Берейшит»); 2. Заповедь обрезанья (глава «Лех Леха»); 3. Запрет есть вертлюжью жилу (глава «Ваишлах»).

Приведу в отношении первой заповеди, плодиться и размножаться, некоторые моменты из книги «Минхат Хинух» («Вклад в воспитание»), фундаментального законодательного труда, который написал р. Йосеф Бабад в качестве развернутого комментария на «Сефер а-Хинух».

Сразу нужно отметить, что на женщине эта заповедь не лежит.

Если у нееврея были дети (как «стандартный» вариант исполнения заповеди — сын и дочь), после чего он и они прошли гиюр, он исполнил заповедь плодиться и размножаться, несмотря на то, что гер подобен новорождённому ребёнку. Он исполнил, поскольку в нееврействе потомство имеет к нему отношение.

См. трактат «Йевамот» 62а и «Шулхан Арух».

Мнение ряда авторитетов, которых приводит «Бейт Шмуэль» (там, комм. 13), что даже если его дети не прошли гиюр, он всё равно исполнил заповедь плодиться и размножаться.

Но РАМБАМ («Законы брака» 15:6) и «Тур» считают, что он исполнил только в том случае, если дети тоже прошли гиюр. РАМБАМ пишет так: «Если у мужчины были дети, когда он принадлежал к другому народу, а потом он [принял иудаизм] и они приняли иудаизм, то он эту заповедь исполнил».

«И я считаю, — говорит «Минхат Хинух», — что это именно в ситуации, если у него (в будущность его неевреем) были дети от нееврейки, поскольку в этом случае дети относятся к нему — в этой ситуации он исполнил, но если у него были дети от еврейки, поскольку в этом случае дети не относятся к нему (как следует из Йевамот 45б), а именно, если нееврей или раб имел отношения с еврейкой — ребёнок считается евреем во всех отношениях — в этом случае потомство (от еврейки) не имело к нему отношение, и поэтому после того как он прошёл гиюр, заповедь плодиться и размножаться он не исполнил, но только если потомство было от нееврейки, поскольку у народов мира дети относятся к отцу и потомство относится к нему — тогда считается что заповедь он исполнил даже после того как теперь прошёл гиюр. Так мне кажется верным».

В отношении того, есть ли заповедь плодиться и размножаться у Бней Ноах — «Минхат Хинух» приводит «Турей Эвен», и вывод такой, что хоть до дарования Торы у Бней Ноах была эта заповедь, впоследствии она была у них отобрана на Синае.

Насчет раба — отдельный разбор.

Возвращаясь к ситуации, когда человек и его дети прошли гиюр — считается, что не имея заповеди плодиться и размножаться (то есть когда он был ещё неевреем), он сделал только подготовку к заповеди («эхшер мицва»), но основа заповеди («икар а-мицва») — наличие в мире его детей — происходит уже после прохождения гиюра, когда он в заповеди плодиться и размножаться уже обязан, и поэтому заповедь он исполнил.

Но если когда он прошёл гиюр, дети были маленькими, в статусе «гер катан» (маленький гер), которых окунают по разумению бейт-дина, всё то время, пока они малы — пусть гер не воздерживается от исполнения заповеди плодиться и размножаться, поскольку возможно такое, что когда дети вырастут, они будут возражать и станут неевреями ретроактивно.

Если женщина прошла гиюр будучи беременной, то возражать не могут («Тиферет ле-Моше», «Йоре Деа» 268:7). И окунание — с ведома бейт-дина. Если же не знают, что она беременна — смотри «Дагуль Мирвава» там, пункт 6.

Опубликовано: 13.10.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter