4 Тевета 5782 года, четвертый день недели, гл. Ваигаш

О разводном процессе в еврейском законодательстве

Если мужчина возьмёт себе женщину и станет с ней жить, но она не обретёт милости в его глазах, поскольку он обнаружит в ней нечто постыдное, и напишет ей разводное письмо и вручит его ей, и отошлет из своего дома.

292 (0)
О разводном процессе в еврейском законодательстве
О разводном процессе в еврейском законодательстве

Слово «гет» (во множественном числе «гитин») означает документ, при передаче которого мужем жене, считается что она разведена.

Источник развода в Торе содержится в книге «Дварим» (24:1), а именно: «Если мужчина возьмёт себе женщину и станет с ней жить, но она не обретёт милости в его глазах, поскольку он обнаружит в ней нечто постыдное, и напишет ей разводное письмо и вручит его ей, и отошлет из своего дома».

Тора говорит, что муж может развестись с женой если она не нашла милости в его глазах.

Из этого следует, что муж должен развестись с женой по его собственному согласию. Если его заставили это сделать, развод считается недействительным за исключением ситуации, когда развестись с женой (дать своей жене гет) его заставил еврейский суд, когда это предписано мудрецами.

Мишна «Гитин» (9:8) говорит, что если гет был дан в результате того, что мужчину заставили это сделать, то закон следующий: если это было сделано еврейским судом, это засчитывается (то есть развод действителен), но если мужчину заставил это сделать нееврейский суд, развод недействителен, однако если еврейский суд привлёк неевреев, чтобы те заставили его развестись, развод действителен.

Тора не обязывает, чтобы гет был дан с согласия жены, но рабейну Гершом установил отлучение («херем») в отношении того мужчины, который разводится со своей женой без её согласия.

Неправильно, чтобы муж разводился с женой без веских причин.

Мишна «Гитин» (9:10) приводит в отношении этого спор между учениками Шамая («Бейт Шамай»), учениками Гилеля («Бейт Гилель») и рабби Акивой.

«Бейт Шамай» говорят, что мужчина может развестись с женой только если обнаружил в ней нечто постыдное, как следует из «Дварим» 24:1.

«Бейт Гилель» говорят, что достаточной причиной для развода может послужить то, что жена приготовила мужу подгоревшую пищу, поскольку строку в «Дварим» (24:1) они понимают так, что если жена чем-то огорчила мужа — уже само это является достаточным поводом для развода.

Рабби Акива говорит, что для развода достаточно даже того, что мужчина нашёл себе более красивую женщину. Учит он это из слов той же строки, где сказано: «Если не обретёт она милости в его глазах».

Закон установлен в соответствии с мнением «Бейт Гилель». Однако при этом важно отметить слова наших мудрецов («Гитин» 90б), которые не поощряют развод с первой женой и говорят, что в таком случае даже «жертвенник роняет об этом слёзы».

В «Шулхан Арух» (раздел «Эвен а-Эзер» 119:3) сказано: «Пусть не разводится человек со своей женой, но только если нашёл в ней нечто постыдное». — Примечание РАМО: «Но если нет, мы говорим, что каждый, кто разводится со своей первой женой — жертвенник роняет о нём слёзы» (Тур). — «И это именно в отношении предыдущих времён, когда муж разводился с женой без её согласия, однако если муж разводится с женой по её согласию — разрешено (Агуда, и так написал РАН)».

«Шулхан Арух» продолжает: «И не следует человеку спешить разводиться с первой женой. Однако что касается второй жены — если она стала ему ненавистной, пусть с ней разведётся».

О том, как именно пишется гет, его структуре (частях «торэф» и «тофэс») и свидетелях подписи («эдей хатима») и свидетелях передачи («эдей месира») — в следующих статьях.

По поводу трех мнений о разводах есть интересная беседа Ребе.

Опубликовано: 18.11.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter