Вопрос:
Когда мы верим в то, что Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах жив и здоров в материальном теле в буквальном смысле, мы отмахиваемся от того, что видели своими глазами 3 Тамуза — совершенно противоположную вещь. Есть ли в еврейском законе источник, позволяющий нам поступать подобным образом? Ведь существует правило, что «Тора не на небесах» и также «Нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят»?
Ответ:
Когда возникает «противоречие» между реальностью, как её определяет Тора, и реальностью, как она находится перед нашими глазами, нет сомнения, что истинная реальность это то, что устанавливает Тора, а не то, что мы видим.
Есть много подтверждающих это примеров и я приведу несколько из них:
1. Творение за шесть дней
Есть мнения, что сказанное в Торе о сотворении мира за шесть дней нельзя понимать буквально, а речь идёт о периодах, каждый из которых длился тысячи, а то миллионы лет. Есть даже еврейские мудрецы, которые пытаются согласовать «противоречие» между Торой и наукой.
Но в письмах и выступлениях Ребе мы находим настоящую борьбу с этой теорией, когда Ребе объясняет снова и снова, что Тора имеет в виду шесть обычных дней, состоящих из 24 часов. И Ребе не разрешает проявить гибкость в этом вопросе.
Все рациональные доказательства указывают на то, что мир никак не мог быть создан за шесть дней. Гораздо логичней было бы предположить, что речь идёт о периодах, ведь даже в Торе можно найти подтверждение для этого! Но для Ребе это принципиальный вопрос — если Тора утверждает нечто, это имеется в виду в буквальном смысле, даже если весь мир вокруг считает по-другому!
Если вы встретитесь с интеллигентными евреями, которые изучали астрономию, физику и другие науки, и скажете им две вещи: мир был создан за шесть дней и Любавичский Ребе жив и здоров — то для многих из них принять первое утверждение будет гораздо сложнее.
И наоборот, когда вы скажете им, что Ребе жив и здоров, они ещё смогут понять, почему вы так полагаете; но если вы скажете о творении мира за шесть дней, вас примут за ребёнка, который ничему не учился...
Несмотря на это — у Ребе это принципиальный вопрос, так как об этом сказано в Торе! До такой степени, что когда вышла в свет первая брошюра «Ликутей Сихот» на главы «Берейшит» и «Ноах», в конце было напечатано целое объяснение на эту тему.
2. Земля — центр Вселенной
РАМБАМ пишет, что земной шар всегда стоит на своем месте и не движется, как сказано об этом (Коэлет 1:4): «А земля стоит вовеки». А все, что движется во вселенной, это планеты, звезды...
Сказать, что земля совершенно не движется, это полностью противоречит человеческой логике. Все ученые утверждают, что земля вращается вокруг своей оси, хотя бы немного. Совершенно нелогично предположить, что все звезды движутся, а только земля стоит на своем месте!
И снова — у Ребе Короля Мошиаха это принципиальная вещь. Раз РАМБАМ написал об этом в своей книге, это стало законом Торы и, соответственно, реальностью в мире, несмотря на то, что это противоречит здравому смыслу.
3. Желтуха у новорожденного
Все знают, что когда у новорожденного есть желтуха — ему запрещено делать обрезание, так как это опасно для его жизни.
А теперь обратите внимание на поразительную вещь: если вы спросите любого врача, опасно ли для ребенка делать обрезание, когда у него желтуха, то они ответят, что это не представляет никакой опасности! В соответствии с медициной, желтуха у маленьких детей неопасна, поэтому нет никаких проблем делать обрезание.
Тогда почему мы не следуем этому мнению врачей и не делаем обрезание? Очень просто: сказано в «Шулхан Арух», что если у новорожденного ребенка есть желтуха, ему опасно делать обрезание. И нас совершенно не волнует мнение врачей, так как раз об этом написано в Торе, это становится настоящей реальностью в мире.
4. Слова Торы и слова пророка
Следующий пример показывает, что в некоторых случаях даже реальность по Торе может быть ненастоящей, если это противоречит словам пророка.
В дополнение к «Ликутей Сихот» том 7 есть беседа от последнего дня Песаха, где Ребе приводит рассказ о поведении короля Хизкияу во время предстоящей войны с Санхеривом.
Вот, сидит Хизкияу в своем дворце, а к нему приходят различные военные специалисты и все как один утверждают, что еврейское войско неспособно победить армию Санхерива. И если Хизкияу не сложит оружие, возникает опасность для существования всего еврейского народа.
После того, как министры и военачальники высказали свое мнение, наступила очередь еврейского суда — Санедрина, члены которого получили свой пост по цепочке от Моше-рабейну и о них сказано (Дварим 17:11): «По учению, какое укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево». Санедрин обсуждают этот вопрос и приходят к выводу, что согласно Торе в этой ситуации есть опасность для жизни евреев и следует сдаться Санхериву.
После этого приходит пророк Йешаяу и говорит Хизкияу от имени Всевышнего: «Тебе нечего волноваться. Всевышний поразит Санхерива без необходимости вести с ним войну. Не нужно сдаваться».
Хизкияу не послушал своих министров и военачальников, он даже отмахнулся от указания раввинов из Санедрина; в полной уверенности в слова пророка, Хизкияу идёт спать... Всем известно то, что произошло после этого: Всевышний поразил Санхерива и его войско — сотни тысяч солдат — все умерли ночью.
Ребе задает вопрос: на первый взгляд, как это могло быть? Ведь есть четкое постановление Санедрина сдаться Санхериву. Как Хизкияу мог поступить по-другому? И Ребе объясняет поразительную вещь: мудрецы Санедрина видели реальную опасность для всего еврейского народа, поэтому они постановили, что следует сдаться в плен. Но Хизкияу знал, что реальность совершенно не такая. Он знал, что на самом деле нет никакой опасности, поэтому не нужно сдаваться. Откуда же у него была подобная уверенность? Не потому, что у него была хорошая разведка, сообщившая ему нечто, о чем не знали в Санедрине, а из-за того, что пророк сказал ему не опасаться ничего. Тогда понятно, что реальность совершенно другая.
Здесь есть важнейшее правило: когда мы хотим определить настоящую материальную реальность в мире, это можно сделать с помощью слов пророка. И это несмотря на то, что согласно Торе мы видим все по-другому.
Напоследок, хотелось бы также отнестись к высказыванию наших мудрецов, которое было процитировано в вопросе: «Нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят» и которое также понимают неверно. Здесь не имеется в виду, что судья должен выносить свое постановление в соответствии с тем, что видят его глаза. На самом деле это означает, что есть случаи, когда следует полагаться на божественный разум судьи, который указывает ему, каким должно быть постановление по Торе...