СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 20:15

Почему нигун «Сразу сверху» начинается движением снизу?

Как будто, спортсмен, который пытается разбежаться и набрать высоту, чтобы перепрыгнуть планку; с каждым разом результат улучшается, но все равно, высоты явно недостаточно, чтобы преодолеть силу земного притяжения.

26.04.2020 2000 мин.

Никогда не задумывались, почему мелодия нигуна под названием «Сразу сверху» начинается движением снизу?

Нигун «Лехатхила арибер» (а именно о нём пойдет речь) составлен четвертым главой ХАБАДа, чей день рождения мы празднуем сегодня, 2 Ияра. В качестве названия взят фрагмент его же известного афоризма, содержание которого примерно следующее. Мир говорит: сталкиваясь с препятствиями, преодолевайте их снизу, на их уровне, а если не удается, пробуйте перепрыгнуть сверху. Я же говорю: сразу сверху.

Как известно, «банальность — это уставшая истина». Ключевые цитаты великих упоминаются нами настолько часто, бездумно, с восторженным придыханием, что от нас улетучивается сама их суть. Информация превращается в эмоцию. Что означает это «сразу сверху»? К чему побуждает нас Ребе МААРАШ? Попытаемся с помощью нигуна восстановить глубину и актуальность идеи Ребе.

Нигун «Лехатхила арибер» состоит из двух частей. Как уже упоминалось, первые звуки парадоксально, вопреки заголовку, включают слушателя в движение снизу вверх. Каждая новая музыкальная фраза — попытка захвата все большего диапазона, заканчивающаяся, впрочем, одинаково. Звуки рисуют перед нашим внутренним взором образ настойчивого процесса преодоления препятствия. Как будто, спортсмен, который пытается разбежаться и набрать высоту, чтобы перепрыгнуть планку; с каждым разом результат улучшается, но все равно, высоты явно недостаточно, чтобы преодолеть силу земного притяжения.

Второй раздел — продолжение попыток «взлёта». Но, в музыкальном плане, это даже не восходящая интонация, а топтание на месте, повтор одного звука. Похожий элемент звучал и в первом разделе — как попытка «застолбить» каждую новую взятую высоту, но там он не столь явно обращал на себя внимание, вливаясь в общий поток движения. Здесь же, он выходит на первый план. Энергия «втаптывания» на сей раз действительно приводит к положительному эффекту: накапливаясь, она поднимает мелодию до кульминационной точки. И тут в композицию нигуна врывается встречный поток — мощное движение сверху вниз. Эта ничем внешне не примечательная интонация, благодаря неожиданному вторжению и многократному повтору производит ошеломляющий, захватывающий дух эффект выпадения из обыденной реальности, остановки времени, медитации. На смену постоянству усилий приходит вечность непрерывно длящегося момента. В этой интонации отсутствует логика развития, в ней слышна лишь энергия вечного двигателя. Ее невозможно продолжить логическим развитием и переходом во что-то другое. Она «закольцована» сама на себе. Доходя до последнего звука, мы автоматически «отбрасываемся» к ее же началу и поем снова и снова. Ее невозможно завершить, можно только прекратить. Таким образом, возникает как бы «нигун в нигуне» — автономный фрагмент с собственным пространством и временем, существующим по своим отдельным законам.

Когда же волевым усилием исполнитель прекращает свое пребывание в этом «ином мире», течение музыкальной мысли возвращается в прежнее русло и приводит к завершению второго раздела, полностью идентичного завершению первого.

А теперь вернёмся к названию нигуна как к вербальной подсказке, «ключу» к расшифровке его содержания.

«Лехатхила арибер» («Сразу сверху») — это самое популярное, но только одно из нескольких названий данного нигуна. В хасидской литературе этот же нигун фигурирует под ещё двумя заголовками:

1. Нигун «1,2,3,4». Это название нигун получил из-за повторов одного и того же звука, которые удобно петь, считая. Хасиды иногда так и напевают этот фрагмент, считая на идиш: эйн, цвей, драй, фир.

2. Нигун «Эйн Соф» («Бесконечный»). Назван так, благодаря «медитативному» фрагменту в кульминации, который повторяется «бесконечное» количество раз.

А теперь вопрос. Вы не находите, что эти два названия находятся друг с другом в смысловом противоречии? Попробуем выйти за пределы описательного анализа звуковых сочетаний и взглянуть на идеи этих заголовков шире. Нет ничего более конечного, чем обычный счёт «1,2,3,4». Это вхождение в мир ограничений, того, что можно подсчитать, того, что имеет начало и конец. Кажется неслучайным, что звуков именно 4: столько же существует сотворенных миров. «1,2,3,4» — это не просто «считалочка» — это звуковое выражение воплощения идеи в физический мир через всю цепочку «причинно-следственных связей». И рядом — парадоксальное соседство с «бесконечностью»!

Таким образом, музыкальная территория нигуна ассоциативно воспринимается как «площадка» для сопоставления двух проявлений Всевышнего.

«1,2,3,4» — это намек на аспект «наполняющего света» — божественной энергии, наполняющей сотворенные миры по мере их способности восприятия, оживляющей их и ощутимой ими.

«Нигун Эйн Соф» — намек на одноименный хасидский термин, означающий окружающий свет — свет, который не проникает внутрь миров, но присутствующий во всех них в равной мере. Это отражение самой сути Творца.

В свете изложенного выше, обратимся снова к анализу музыкального текста нигуна и его основному названию.

Хотя, заголовок «Лехатхила арибер» отражает только окончание цитаты Ребе МААРАШа, выжимку его идеи, сам нигун передает в звуках ее целиком. Первый раздел и начало второго — это «мир говорит». Мир говорит: старайся, пробуй, не оставляй попыток решать проблему на ее уровне, и по мере накопления твоих стараний будет результат.

Фрагмент «Эйн Соф» — это «а я говорю»: позиция Ребе «сразу сверху». Оба фрагмента имеют одинаковое завершение, что намекает нам, что обе эти позиции — есть одно целое, снимает кажущееся противоречие между «мир говорит» и «я говорю». Нам, привыкшим повторять заученные фразы, не задумываясь, может показаться, что Ребе противопоставляет себя — миру и призывает игнорировать реальность, бездействовать, надеясь на чудо. Но ведь, это противоречит самой сути ХАБАДа и жизненной позиции его глав, разъясняющих хасидам, что держась за сюртук Ребе далеко не уйдешь, необходима индивидуальная работа каждого!

Нигун «Лехатхила арибер» свидетельствует о том же. Мир «говорит», ставит перед нами задачи, и нужно приложить все возможные усилия для решения этих задач. Мир требует от человека прохождения всех стадий «1,2,3,4»: от зарождения идеи до ее материального воплощения. И тогда — «сразу сверху»: незамедлительно приходит помощь Свыше, раскрытие того самого бесконечного окружающего света Эйн Соф. Ребе МААРАШ не говорит: «сначала сверху». Он говорит «сразу»: тотчас же, после того, как человек выполняет на своем уровне свои собственные обязательства. Это не призыв к бездействию и «пофигизму», не надежда на то, что все задачи человечества «рассосётся сами собой». Это обещание благословения и ненапрасности усилий, рецепт достижения встречи «пробуждения снизу» и «пробуждения сверху».

Пусть же эта встреча как можно скорее состоится для каждого из нас и для всех вместе!

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter