СБП. Дни Мошиаха! 16 Элула 5784 г., пятый день недели Таво | 2024-09-19 01:04

Коронация Ребе и рассечение моря. Нигун «Вел их в безопасности»

Итак, вы стоите на берегу моря. Волны прибоя ритмично опускаются на песок и уносятся назад, в глубину. Их звучание и всплеск иллюстрирует в звуках трехдольный метр...

02.02.2023 0 1178 мин.

1. Подарок в день рождения

Есть традиция, идущая ещё от Баал-Шем-Това, читать главу из книги Псалмов в соответствии с возрастом человека. Например, если условному Шимону исполнилось 25 лет, начиная со дня рождения, в течение года он будет читать за себя 26-ю главу.

У хасидов ХАБАДа принято применять эту традицию не только к себе и близким, но и к Ребе. Так, в этом году мы читаем за Ребе 121-ю главу, а со следующего дня его рождения начнем 122-ю. Это одна из форм связи между нами.

В нашем поколении в определенный момент зародился обычай не просто читать Псалмы «за Ребе», но и петь нигун на слова соответствующего отрывка. Изначально, для этого использовали уже существовавшие нигуним, совпадавшие с «нужной» датой (как, например, «Ах ле-Элойким» на фрагмент из 62 главы, или «Цомо Леха нафши » — из 63). Потом стали брать сочиненные ранее мелодии без слов (или с изначально другим текстом) и подставлять под них актуальный фрагмент Псалмов. Третьим этапом стало сочинение нигуна «с нуля»: для выбранного отрывка придумывают новую мелодию, да ещё и выбирают победителя на конкурсной основе.

Во время празднования 77-летия Ребе в ходу был второй вариант музыкального подарка, на мой субъективный взгляд, самый дорогой с точки зрения музыкальной ценности. Ведь разглядеть и расслышать в уже существующей мелодии смысловое соответствие определенному словесному тексту гораздо сложнее, чем самому написать нигун к этому же тексту (не говоря уже о том, чтобы взять готовое сочетание музыки и слов). Для этого требуется особая чуткость, внимание к оттенкам смысла, погружение в тему, свободное владение языком музыки. К сожалению, неизвестно, кто тот мастер, сумевший найти, на мой взгляд, идеальный и совершенный музыкальный эквивалент фрагмента 78-й главы Псалмов. Труд его ценен вдвойне, поскольку, его выбор пал на нигун дедушки Ребе по материнской линии, раввина г. Николаева, р. Меира-Шломо Яновского.

2. Жизнь прожить — не море перейти?

78-я глава Псалмов — одна из самых длинных в книге, она представляет собой своеобразный экскурс по ключевым моментам еврейской истории, начиная от египетских казней, заканчивая восшествием на престол короля Давида. Неизвестный создатель нигуна выбрал отрывок, упоминающий чудесный переход через Ям Суф (78:53-54): «Вел их в безопасности, и они не страшились, а врагов их море покрыло. Привел Он их в предел святой Свой, к горе этой, которую приобрела десница Его».

И мидраш на этот фрагмент, и его хасидское объяснение Ребе, и, как мы убедимся позже, сам нигун фиксируют внимание не только на самом моменте рассечения моря, но и на том, что предшествовало этому событию.

Согласно сюжету, описанному в мидрашах, оказавшись «меж двух огней» (впереди море, сзади египетское войско), еврейский народ разделился на 4 группы. Люди не могли определиться, как быть дальше. Первая группа предложила броситься в море и на этом поставить точку в своем земном существовании. Вторая склонялась к тому, чтобы сдаться египтянам и вернуться в рабство, зато, сохранив жизнь. Представители третьей группы призывали воевать с врагом. Четвертым предложением было обратиться с молитвой ко Всевышнему.

Ребе в одной из бесед углубляет тему, применяя сюжет из ТАНАХа к нашим каждодневным реалиям в служении Всевышнему. Известно, что слово «Мицраим» (Египет) похоже на «мецарим» (ограничения). Поэтому, египетское рабство стало символом преград в служении Творцу, которые заповедано ежедневно преодолевать («в каждом поколении обязан человек смотреть на себя, как будто, он выходит из Египта»). На момент рассечения моря, Мицраим был уже позади — дело происходило через неделю после Исхода. В духовном плане погоня египетской армии означает возвращение проблем, от которых, казалось бы, человек уже освободился. Думаю, каждому хорошо знакома ситуация, когда, честно проанализировав свои действия, обнаруживаешь негативную модель поведения, принимаешь твердое осознанное решение избавиться от нее, вздыхаешь с облегчением, и… мироздание, как будто, начинает испытывать твое решение на прочность, возвращая уже как бы преодоленные трудности.

И тут возможны 4 распространенные реакции, описанные в мидрашах: 1. «Броситься в море» (погрузиться с головой в мир Торы, абстрактного учения, как бы, изъяв себя из сферы практической жизни); 2. «Вернуться в рабство» (сдаться в плен прошлым негативным привычкам); 3. «Отправиться на войну» — объявить бой жизненным трудностям; 4. Молиться (тут в прямом смысле, без кавычек, просить помощи Свыше).

Всевышний объясняет Моше, а Ребе, в свою очередь, нам, что все эти стратегии — нерабочие. По поводу первых двух не возникает вопросов: обе они ведут в сторону, противоположную жизни и развитию.

Что не так с войной? Ведь борьба со злом — это активная жизненная позиция! Ребе Король Мошиах объясняет, что это верно, когда преграда находится впереди тебя и препятствует движению к цели. Но тратить силы на войну с прошлым — бесперспективно. Пока ты борешься с внешними раздражителями, ты упускаешь из вида настоящие задачи и свое истинное предназначение.

Но разве молитва — не есть адекватная реакция? Она направлена внутрь, в самую суть, на связь с Творцом! «Нет, — отвечает Ребе, — поскольку, в молитве нуждается человек, ещё не видящий цели. А еврейский народ получил чёткий приказ идти вперёд к получению Торы, следовательно, у них не было нужды тратить драгоценный ресурс на бесплодные взывания к высшим силам».

Единственное верное решение принял Нахшон бен Аминадав. Он продолжил движение по выбранному маршруту, как будто, там и не существовало никакого моря. И случилось чудо: оказалось, что море — действительно не является препятствием.

3. Нигун реб Меир-Шломо

А теперь, в свете сказанного, погрузимся в нигун, составленный задолго до того, как некий светлый ум услышал в нем историю рассечения моря, и попробуем узнать эту историю в его звучании…

Нихоах: Нигун «Вел их в безопасности»
Нигун р. Меира-Шломо Яновского
7.2 Mb | 05:42

Симха Кантер: Нигун «Вел их в безопасности»
Нигун р. Меира-Шломо Яновского
5.1 Mb | 05:35

Итак, вы стоите на берегу моря. Волны прибоя ритмично опускаются на песок и уносятся назад, в глубину. Их звучание и всплеск иллюстрирует в звуках трехдольный метр, в котором две слабых доли соединяются в одну и звучат вдвое дольше сильной первой. Трехдольный метр располагает к размышлению, погружению. В отличие от двудольного, он лишён привязки к физической материи (вдох-выдох, левой-правой). Под такую музыку удобно думать, медитировать, долго вглядываясь в бездну вод. Правда, иногда кое-где прорываются короткие фрагменты маршевого ритма, как будто, волны обнажают морское дно, и скрытый подводный мир на мгновение становится явным. Но мерное дыхание моря быстро восстанавливает прежний ритм. Каждая новая волна — короткая нисходящая интонация. Она тянет и манит за собой туда, на дно, где нет ни ненавистного Египта, ни границ такого опасного материального мира…

На смену морскому фрагменту приходит другой, кульминацией которого становится восходящая остро-диссонирующая интонация. Звучащая как крик души, она довольно часто встречается в хабадских нигуним, при чем, именно в таком «амплуа» (см. нигуним, относящиеся к жанру «душа спускается в тело»). Это призыв души, обращённый в прошлое и стремящийся к нему. Там, в прошлом, было хорошо. Разве не доставало могил в Египте, что мы пришли умирать сюда, в пустыню? Верните нам, как было!

На смену ностальгическому крику души приходит решительный марш. Построен он на той же интонации, но полон не горькой тоски по прошлому, а энергичной решимости покончить с врагом.

Впрочем, скоро возвращается предыдущий отрывок. Любопытно, что тоска по рабству и молитва иллюстрированы одной и той же мелодией! В обоих случаях речь идёт о ностальгии: будь то по прошлой жизни в Египте, или по близкой связи со Всевышним (что и является молитвой).

На этом завершается весь большой первый раздел нигуна, посвящённый описанию четырех групп, и наступает момент собственно рассечения моря: звучит энергичный, полный движения вперёд, марш. Трехдольный метр сменяется двудольным, медленный темп — подвижным. Это создаёт непередаваемый эффект «хождения по морю, как по суше». Чуткий автор музыкального подарка для Ребе добавил словесный текст из теилим именно сюда, что только усилило ощущение конкретизации: кажется, будто действительно чувствуешь твердую почву под ногами там, где только что плескались волны моря. Данный раздел состоит из двух фрагментов, и они построены на обеих интонациях первого раздела: и нисходящей (тянущей ко дну), и восходящей (крик души) соответственно. Что, с одной стороны, иллюстрирует общность «мира сокрытия»(море) и «мира раскрытия» (суша), а с другой — даёт ощущение присутствия всего еврейского народа: каждая из четырех групп, независимо от предложенных стратегий, удостоилась чуда перейти море посуху и окончательно выйти из ограничений личного и общего Египта.

Пусть же, как произошло это чудо в те дни, с нашими предками, так случится и с нами, прямо сейчас: чтобы Моше-рабейну нашего поколения привел нас к полному и окончательному Освобождению.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter