В месяце Тамуз мы сталкиваемся с двумя противоположными датами. 17 Тамуза — «Четвёртый пост», как упоминается у пророка Зхарьи. В разное время в этот день у евреев были беды. В этот день были разбиты первые Скрижали Завета, прекращены ежедневные жертвоприношения в Храме, пробита брешь в Храмовой стене, Антиохус сжёг свиток Торы, был установлен идол в Храме. С этого дня начинаются 3 траурные недели по Храму.
Ещё одна знаменательная дата, это 12 Тамуза — день избавления предыдущего Ребе Йосеф-Ицхока (РАЯЦ) из ссылки в Костроме. И это было не только его личное избавление. Как Ребе РАЯЦ написал после избавления в послании адресованном всем хасидам: «Не только меня избавил Святой-Благословенен-Он, а так же всех тех кто любит Святую Тору, соблюдает ее заповеди, а также всех, кто называется евреем».
Обе эти даты тесно связаны с месяцем Тамуз, так как в эти дни произошли очень важные события. Духовный смысл всего месяца связан с духовным смыслом этих двух дат. И это непонятно: как месяц Тамуз может связать воедино две такие противоположности? Ведь 17-е число связано с изгнанием, а 12-е — с освобождением!
Это становится понятно на следующем примере: королевский сын играл во дворе и испачкался. Его отец так сильно любит своего сына, что бросает все свои дела и лично идёт купать и переодеть своего сына. Но для того, чтобы хорошо его отмыть, отцу пришлось хорошенько тереть сына мочалкой, причиняя ему при этом боль. Сын заплакал от боли. Но это была вынужденная мера, чтобы показать, насколько отец любит и заботится о своём сыне.
И ещё пример. Отец вынужден наказать сынишку за какую-то серьёзную провинность. Любя своего сына, отец переживает из-за того, что сын его ослушался. Эта любовь заставляет отца совершить поступок, которому он противится всем сердцем: отец переборол свои чувства и строго наказал сына. И всё это лишь для того, чтобы в следующий раз сын вёл себя как следует.
В обоих примерах мы видим, что сын страдает. Мытьё мочалкой и наказание были болезненными. Но мы прекрасно понимаем, что всё это было сделано лишь с одной единственной целью — любовь к сыну! И только она заставила отца сделать сыну больно. Но это было сделано только лишь для блага самого сына!
Из этого мы видим, что посредством одного действия можно получить как бы противоречащий сам себе результат. С одной стороны, это то, что мы видим своими глазами: боль и наказание. Но есть еще то, чего мы не видим: причиной этих действий является огромная любовь.
Так и в нашем случае. Весь смысл дней между 17 Тамуза и 9 Ава, которые называются «меж теснин», это изгнание и боль. Но внутренняя цель поста 17 Тамуза и дней «меж теснин» только одна: вывести еврейский народ из изгнания посредством того, что этот пост напоминает нам причину, по которой мы находимся в изгнании: «Из-за наших грехов изгнаны мы были из земли своей». Помня об этом, еврей раскаивается в своих проступках и прибавляет в добрых делах. И в результате достигнет цели: «И превратятся эти дни в дни радости и веселья»!
Также и арест Ребе РАЯЦа имел особый внешний и внутренний смысл. Когда Ребе был в тюрьме, он пережил огромные физические и моральные издевательства. Но внутренняя цель этого, как выяснилось после его освобождения, была в том, чтобы его работа по распространению еврейства в мире расширилась так, что приобрела мировые масштабы! 12 Тамуза — день освобождения. И с этим освобождением согласились даже те, кто до этого выносил ему смертный приговор. Они его арестовали и они же освободили несмотря на то, что знали, что Ребе не признал своей «вины» и будет как и прежде распространять в мире еврейство. И распространять ещё с большей силой чем до ареста.
Теперь становится понятна связь между двумя этими датами. Внутренний смысл дней «меж теснин» и изгнанием — это Геула, Освобождение. Но этот внутренний смысл пока еще не виден воочию и по закону в эти дни соблюдается траур. 12 Тамуза — дата, ставшая в наши дни праздничной, даёт нам возможность понять глубокий внутренний смысл, который заложен в этих днях. И когда еврей понимает, что внутренний смысл изгнания это освобождение — то это даёт еврею огромную внутреннюю силу для того, чтобы служить Всевышнему в радости. И посредством этого уходит изгнание и приходит избавление. И так будет в будущем: «И превратятся эти дни в дни праздника и веселья!» И, дай Б-г, чтобы это случилось прямо сейчас!