СБП. Дни Мошиаха! 14 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-22 15:34

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

Ханукальная менора и мезуза

Когда мы зажигаем менору в доме, мы на самом деле освещаем и отталкиваем отрицательную энергию улицы, которая «переместилась» в наши дома.

Перевод: Д. Беляев 10.12.2023 454 мин.

Окно или дверной проем?

Где зажигают ханукальную менору?

Во многих общинах принято зажигать ее у окна, чтобы она была видна с улицы. Неотъемлемой частью заповеди зажигать ханукальную менору (или ханукию) является распространение знаний о ханукальном чуде.

Тем не менее, поначалу менора располагалась у входа в дом. Когда зажигать менору снаружи стало невозможно из-за погодных условий и нападения враждебных антисемитов, возникли два обычая. Один обычай, как уже говорилось, зажигать менору у окна, а второй — зажигать ее в дверном проеме внутри дома, с левой стороны дверного проема напротив мезузы. Это было сделано для того, чтобы в какой-то степени сохранить первоначальный обычай ставить ее в дверном проеме, выходящем наружу.

В Талмуде приводятся два мнения о том, с какой стороны дверного проема ее следует размещать. Одно мнение гласит, что ее нужно ставить с правой стороны дверного проема рядом с мезузой, а второе — с левой, чтобы нас окружали две заповеди: мезуза и ханукальные огни. Оба мнения сходятся в том, что существует связь между Ханукой и заповедью мезузы.

Связь между ними

Какая связь между мезузой и ханукальной менорой?

Есть мидраш, в котором говорится, что, находясь под влиянием греков, еврейский народ пренебрегал заповедью мезузы. В результате они были наказаны мера за меру: греки насильно сняли двери с их домов, лишив евреев уединения и скромности. Кроме того, они лишились защиты дома и его обитателей, которую обеспечивала мезуза. К сожалению, пренебрегая соблюдением заповедью мезузы, они потеряли эту защиту.

Таким образом, когда мы празднуем чудо Хануки, мы также празднуем возрождение заповеди мезузы, зажигая менору рядом с мезузой.

Теперь мы должны попытаться понять мнение и преобладающую практику, согласно которым менора зажигается с левой стороны дверного косяка, напротив мезузы. Другое мнение, согласно которому менора зажигается с правой стороны, рядом с мезузой, кажется более логичным. Еврейский закон уделяет первостепенное внимание правой стороне вещей, а не левой, когда речь идет о выполнении заповеди. Почему бы нам не применить это общее правило к ханукальной меноре?

Входить или выходить?

Хасидский труд «Шем ми-Шмуэль» объясняет, что хотя и мезуза, и ханукальное освещение связаны с входом в наш дом, они принципиально отличаются по своим функциям.

Мезуза выполняет функцию защиты нашего дома как от физического, так и от духовного вреда. Мезуза напоминает нам о присутствии Б-га и ограждает наш дом от негативной энергии, которая таится снаружи. Поэтому мы помещаем мезузу справа от дверного проема, когда входим в свой дом, чтобы продемонстрировать, что мы сосредоточены на том, чтобы предотвратить внешнее влияние, которое может следовать за нами внутри.

Ханукальная менора, в свою очередь, призвана нести свет Хануки и распространять его на улицу, рассеивая уличную тьму. Таким образом, если зажигать менору слева, на самом деле она будет находиться справа с точки зрения того, кто выходит из дома. Мезуза обозначает вход, а менора — выход.

Почему мы сейчас зажигаем в помещении?

Можно оспорить приведенный выше анализ, согласно которому менора — это распространение света Хануки наружу. Возможно, это было верно, когда мы действительно зажигали менору вне дома. Но в настоящее время принято зажигать ее внутри дома. Как это соотносится с идеей о том, что ханукальный свет ориентирован на внешний мир?

Поразмыслив, можно предположить, что из-за унылого мрачного изгнания, в котором мы сейчас находимся, тьма «улицы» пробралась также в наши дома. Поэтому, когда мы зажигаем менору в доме, мы на самом деле освещаем и отталкиваем отрицательную энергию улицы, которая «переместилась» в наши дома.

Ханука будущего

Остается вопрос. Наши мудрецы говорят, что ханукальные огни будут зажигаться и в дни Мошиаха. Если цель ханукальной меноры — освещение негативных влияний, то для чего нам нужен этот свет в мессианскую эпоху, когда тьма будет уничтожена?

Ответ заключается в том, что ханукальный свет будет выполнять более высокую функцию в ту Б-жественную эпоху. Вместо того чтобы рассеивать тьму, он будет излучать более возвышенный Б-жественный свет, по сравнению с которым все остальные источники духовного света будут выглядеть блеклыми.

Эта идея позволит нам глубже понять, почему обычай зажигать менору снаружи изменился на то, что мы зажигаем ее внутри.

Первое объяснение, приведенное выше, заключается в том, что по мере усугубления изгнания тьма в мире также увеличивалась. И если раньше дом был защищен от негативной энергии извне, то теперь все изменилось. Тьма проникла в наши дома, и поэтому мы должны зажечь менору внутри, чтобы изгнать внешнее влияние, проникшее в дом.

Возможно, есть и другая, противоположная причина для внесения меноры в дом. Вместо того чтобы свидетельствовать о глубокой тьме, проникшей в наши дома, это связано с тем, что мы во многих отношениях находимся на более высоком уровне, чем наши предшественники. Поскольку мы ближе к встрече с Мошиахом, мы уже ощущаем часть света, который будет сопровождать его. Целью зажигания меноры в мессианскую эпоху будет, как уже говорилось, раскрытие необыкновенного порядка Б-жественного света. И поэтому в эти последние дни изгнания, когда мы готовимся к эпохе Мошиаха, мы уже можем начать ощущать раскрытия более высокого порядка света.

Эта идея перекликается с распространением внутреннего измерения Торы, мистического учения хасидизма, которое было раскрыто и получило широкое распространение в новейшее время. Если в талмудическую эпоху мистические учения иудаизма были доступны лишь избранным, то теперь они стали доступны всему миру.

Объяснение этому явлению двоякое: во-первых, мы больше нуждаемся в этих учениях, поскольку находимся в мрачном периоде изгнания, и единственный способ справиться с его темнотой и невзгодами — впитать эти мощные учения Торы. Во-вторых, было объяснено, что причина распространения мистических аспектов Торы в последнем поколении состоит в том, что мы так близки к эпохе Мошиаха. Нам таким образом дали попробовать эти учения, которые будут более полно раскрыты Мошиахом.

Аналогичным образом, что касается зажигания меноры, то нам нужна большая сила Хануки, чтобы осветить тьму, проникшую в наши дома. Кроме того, нам был дан доступ к более высокому уровню света, который усиливает и возвышает обычный свет. Даже если наш дом наполнен светом, в том числе светом субботних свечей, мы все равно зажигаем ханукальную менору, чтобы добавить более высокий аспект Мошиаха к обычному свету, наполняющему наши дома.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter