«А народ Твой — все праведники» (Йешаяу 60:21). Как это может быть? Это противоречит не только действительности, но и самой Торе, так как известно, что всякое общество неизбежно состоит из людей разных уровней, что видно даже из самого языка Торы: слово «цибур» (צבור, общество) составляется из первых букв слов «цадиким», «бейноним» и «решаим» (праведники, средние и грешники).
В книге «3оар» этот стих из Иешайяу объясняется следующим образом: все евреи — потенциальные праведники, так как союз с Б-гом, заключаемый ими при обрезании, сообщает человеку способность достичь самых высоких духовных уровней. Как и всякая способность, она неодинаково сильна в разных индивидуумах, но у всех она есть, нужно ее только развивать. (О женщине сказано в Талмуде, что она рождается как бы обрезанной).
Любой человек имеет как влечение к добру, так и влечение к дурному. У человека высокой души не только вознесение велико, но велико и падение. Этим объясняется, что были праведники, все же совершившие тяжелые грехи (об этом рассказывается в Танахе).
При благословении Авраама и обещании, что он станет праотцом великого народа, сказано, что этот народ будет как звезды в небе и как песок на берегу моря. Это означает, что когда еврейский народ велик, он велик неизмеримо — как бесчисленные звезды в небе. Но когда евреи грешат, они ниже всего — как песок, попираемый ногами.
Во всем созданном есть некая часть, связанная со священным назначением. Так, на земле (категория пространства) есть Святая земля. В неделе (категория времени) есть святой день субботы. В неживом, растительной и живом мире имеется посвящаемое Храму, что можно есть только в состоянии ритуальной чистоты. А в человечестве есть народ, посвященный Б-гу.
В нашем мире, где есть великое множество разнообразных творений, странно слышать, что Б-гом избран один народ, одна святая земля и т.п. Но это странно тому, кто полностью захвачен множественностью мира и не чувствует, что глубоко в сущности мира заложена одна основа, так как все происходит от единого Б-га. Чем дальше и неощутимее Б~жественное, тем более мир многообразен и каждое творение чувствует себя как нечто отдельно существующее. Но там, где явно проявляется Б-жественное, Оно проявляется в том, что Ему присуще, — единый Б-г виден там, где в мире есть нечто единое. Поэтому если Б-гом избран народ, может быть только один такой народ, один Храм в Иерусалиме, одна святая земля и т.п. Потому также евреям совершенно необходимо единство и приязнь друг к другу.
Мы (атавистически) проникнуты идеей равенства. Все люди равны. На деле же действительность оказывается совершенно иной. Мир построен иерархически. Люди не равны не только своими прирожденными задатками, они не равны и вступая в жизнь. Люди рождаются в определенной семье и среде и получают неодинаковый старт в жизни. Все попытки создать общество, основанное на идее равенства, привели к трагическим результатам.
Также, как избранный народ должен быть один, он должен отличаться не внешними, а внутренними характеристиками, ибо лишь внутреннее близко Б-жественному, а внешнее Его заслоняет. Единственное, что отличает евреев от неевреев, это особая чуткость к Б-жественному, связанная с тем, что душа любого еврея имеет в себе Б-жественное начало и сущностью своей связана с Б-гом. Если еврей воспитан так, что ему немыслимо даже подумать о Б-ге, эта коренная черта его души все же проявляется. Она проявляется в стремлении к тому, что он считает наиболее высоким в доступной ему культуре. Этим евреи одарены в высшей степени, более, чем другие народы (но, конечно, же индивидуумы).
Многие, стремящиеся восполнить свои пробелы в воспитании и знакомящиеся с еврейской культурой, ищут в ней то, что им известно из культур других народов. Их отталкивает мысль, что у евреев есть «только» Тора, они приходят к выводу, что евреям «не хватает» других проявлений культуры из-за изгнания и ненормального положения народа. Конечно, и это играло роль в том, как сложилась духовная жизнь евреев, но это было лишь историческим средством сохранения единственной в своем роде задачи нашего народа в мире.
Неужели Б-г просто создал мир, неизвестно зачем Ему нужный, мир, который будет жить своей жизнью? А если человек должен исполнять на земле миссию Б-жественного характера, то почему не возложить ее на все человечество?
В Талмуде рассказывается, что однажды философ-нееврей спросил одного из мудрецов Торы: почему Б-г избрал евреев, нe лучше ли было создать всех людей равными? Мудрец ответил: точно так же лучше было бы создать все живые существа людьми.
Все, носящее на себе печать единственности Б-га, связано с Ним. Миссия евреев — способствовать тому, чтобы Б-жественое все более явно проявлялось в мире. Поэтому у евреев все проявления души выражены в культуре религиозного характера, и история евреев не случайно сложилась так, чтобы таковой она сохранялась в течение тысячелетий.
В Талмуде, в трактате Шабат, говорится о том, какие жертвоприношения должен принести нарушивший субботу нечаянно, злонамеренно и т.п., возникает вопрос: как рассматривать Того, кто был воспитан среди неевреев так, что он ничего не знает о еврействе Талмуд говорит, что когда такой человек нарушает субботу, следует считать, что он как бы знал и забыл. То есть в душе еврея есть внутреннее знание, предшествующее знанию приобретенному.
С этим связаны две вещи: во первых, еще до рождения ребенка ангел обучает его всей Торе, а затем, родившись, ребенок не помнит этого, но в душе его остается некий отпечаток. Второе: при даровании Торы присутствовали все души евреев всех времен. Буквы первого слова первой из десяти заповедей, дарованных на горе Синай, אנכי («Я — Б-г твой Всесильный»), расшифровываются фразой на арамейском «Я сам написал, даровал» или «Я Себя написал, даровал». «Я — Б-г Всесильный твой», «Я твоя сила и жизнь. И так как слово Б-га является Его действием, Он записал в Торе Себя. И потому в душе каждого еврея есть вера в Б-га. Даже более, чем вера, ему не нужно веры, так как это сама его сущность, его сила и жизнь. Может быть, она прикрыта наслоениями чужих представлений, но по сути своей душа его верит.