15 Тишрея 5782 года, третий день недели, гл. Браха

Почему возникают вопросы к хасидам?

Если мы рассматриваем вопрос поверхностно, то могут возникнуть всякие провокационные вопросы — «время молитвы», «неизучение Торы»… И сегодня, по прошествии времени, мы видим, что большинство вопросов исчезли.

5445 (1)
Свободный перевод: Шолем Лугов Источник: книга «ШЛИТА»
Почему возникают вопросы к хасидам?
Почему возникают вопросы к хасидам?

Прежде всего нужно подчеркнуть, что в большинстве случаев вопросы возникают из-за поверхностного знакомства с предметом обсуждения.

К примеру, в начале возникновения учения хасидизма «миснагдим» (противники хасидизма) выступили против того, что хасиды долго молятся, вместо того, чтобы посвятить это время для изучения Торы. Ведь учеба — это заповедь Торы, а молитва — заповедь мудрецов, поэтому следует молиться быстро, а учиться больше.

К счастью, хасиды не очень были обеспокоены этими и другими нападками. Ведь Алтер Ребе писал (том 1, стр. 33): «Те, кто говорят, что молитва — это заповедь мудрецов, не видели света в своей жизни, ибо хоть порядок молитвы установлен мудрецами, но ее суть и сущность основа всей Торы знать величие Всевышнего».

Куда же пропал вопрос?

Очень просто! Если мы рассматриваем вопрос поверхностно, то могут возникнуть всякие провокационные вопросы — «время молитвы», «неизучение Торы»… Но когда мы задаем себе вопросы — что такое молитва, что нужно делать во время молитвы, почему мудрецы ограничили время молитвы, почему установили порядок молитвы, то все вопросы пропадают.

В каждой вещи есть тело и душа. Есть простое, поверхностное восприятие, а есть — сложное, глубокое постижение. Учение хасидизма всегда шло по пути поиска сложного постижения. Когда занимаемся простым пониманием, то возникают различные вопросы, нестыковки, противоречия, но когда переходим на глубину, то внезапно видим, как все противоречия исчезают и проявляется единая картина в которой все детали соединены в одно целое.

И сегодня, по прошествии времени, мы видим, что большинство вопросов исчезли.

Еще один пример. Одним из путей служения Всевышнему открытых Баал-Шем-Товом было служение в радости и веселье. Но «миснагдим» протестовали: как можно радоваться, когда разрушен Храм? И ведь сказано, что человеку запрещено наполнять уста весельем в этом мире. И наши отцы так себя не вели, и наши деды…

Сегодня же, такое поведение вошло в норму среди всех кругов религиозного еврейства. Достаточно привести пример концерты хасидской музыки, которые собирают тысячи зрителей.

Опубликовано: 25.11.2009

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter