В чём конкретно заключается спор между Гилелем и его оппонентами в отношении мацы и марора.
Заповедь есть горькую зелень («марор») из Торы (только) в то время, когда едят пасхальную жертву («песах»), как сказано: «С мацой и марором (горькими травами) ешьте его», но в наше время заповедь есть марор — по мудрецам, которую они установили в память о Храме.
Однако обязанность есть мацу в первую ночь Песаха даже в наше время по Торе, как сказано: «Вечером ешьте мацу», и не упомянуто там (жеротвоприношение) песах.
Поэтому в наше время, если человек соединил «кезаит» мацы и «кезаит» марора, прожевал и съел их вместе, то не исполнил своей обязанности, поскольку марор, который по мудрецам, аннулирует вкус мацы, которая по Торе.
Однако во время Храма, когда обязанность есть марор также по Торе, человек (при вышеописанном сценарии) исполняет свою обязанность, поскольку заповеди из Торы не аннулируют одна другую, так как они обладают равноценным статусом, являясь заповедями Б-га.
И более того, согласно мнению старца Гилеля, человек исполняет свою обязанность только если соединяет вместе кезаит жертвоприношения песах, кезаит марор, кезаит мацы, и ест всё это вместе, во исполнение сказанного: «С мацой и мрорим ешьте его».
И даже Гилель согласен, что в наше время, когда обязанность есть марор по мудрецам, а обязанность есть мацу по Торе, человек не исполнил свою обязанность если соединил их и съел вместе, поскольку (как уже говорилось выше) вкус марора аннулирует вкус мацы. И поэтому (даже по мнению старца Гилеля) чтобы (в наше время) исполнить заповедь есть мацу по Торе, необходимо, чтобы человек съел кезаит мацы отдельно, без марора.
Однако, по мнению Гилеля (даже в наше время) человек исполняет обязанность есть марор только если соединяет кезаит марора с кезаитом мацы и съедает их вместе.
Объяснение этому таково: в наше время мудрецы установили обязанность есть марор в память о Храме, когда обязанность его есть была по Торе, а по Торе, согласно мнению Гилеля, человек исполнял обязанность есть марор только если соединил его с мацой. Поэтому и в наше время, согласно мнению старца Гилеля, (чтобы исполнить обязанность есть марор) необходимо есть его вместе с мацой.
Другие мудрецы спорят со Гилелем и считают, что для исполнения обязанности нет необходимости соединять марор и мацу, ни по Торе, во время Храма, ни по мудрецам в наше время.
Согласно их мнению, если человек сначала отдельно съедает кезаит мацы, а потом съедает кезаит марора с кезаитом мацы в соединенном виде, он не исполняет обязанность есть марор, поскольку кезаит мацы в соединении с марором имеет статус добровольного, и, согласно их мнению, нет в съедании его никакой заповеди, и он аннулирует вкус марора, когда пережёвывает их вместе.
Что же касается мнения Гилеля, поскольку (согласно его мнению) есть мацу в связке — обязанность мудрецов, она не аннулирует вкус марора, есть который также является обязанностью, установленной мудрецами, и, поскольку они равны, они не аннулируют друг друга.
Поскольку не определено, соответствует ли закон мнению Гилеля или мнению других мудрецов, для того, чтобы исполнить обязанность по обоим мнениям, необходимо, чтобы сначала человек отдельно съел кезаит мацы без марора, произнеся (перед этим) благословение «на съедание мацы», поскольку этим кезаитом человек исполняет обязанность по Торе даже по мнению Гилеля, затем необходимо, чтобы человек съел кезаит марора, отдельно, без мацы, произнеся (перед этим) благословение «на съедание марора», поскольку этим кезаитом он исполняет обязанность есть марор согласно мнению мудрецов, которые являются оппонентами Гилеля.
После этого человек должен соединить кезаит мацы, кезаит марора и съесть их вместе в память о Храме, согласно мнению Гилеля. На это сочетание маци и марора не нужно готовить ни благословение на мацу ни благословение на марор, поскольку возможно закон установлен в соответствии с мнением мудрецов, которые являются оппонентами Гилеля и в маце, соединенной с марором нет никакой заповеди, и также по мнению Гилеля человек исполняет свой долг посредством тех благословений, которые он уже произнёс на мацу и на марор ранее.
Исходя из вышесказанного, не следует прерываться на разговоры, которые не связаны с трапезой с момента когда человек произнёс благословение на съедание мацы и до того момента, когда он съест мацу, соединенную с марором, чтобы благословения на мацу и на марор распространились также на это соединение, по мнению Гилеля.
Если же человек всё же преступил и заговорил (в промежутке о вещах, не связанных с трапезой), не нужно произносить благословение на соединение мацы с марором, поскольку возможно закон соответствует мнению оппонентов Гилеля.
Однако если человек заговорил о вещах, не связанных с трапезой, между благословением на мацу и съеданием мацы или между благословением на марор и съеданием марора, нужно произнести благословение ещё раз.
И даже что касается вещей, которые связанный с трапезой, изначально не следует говорить между благословением и съеданием.
Есть такие, которые осторожны, чтобы не говорить о вещах, которые не связаны с трапезой с момента произнесения благословения на съедание мацы до момента съедания афикомана, чтобы это благословение распространилось и на афикоман, но это излишнее устрожение.