СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 8 Кислева 5783 года, шестой день недели, гл. Вайеце | ГОД СОБРАНИЯ | 2022-12-02 08:53

Зажигание огня (разрешенным способом) и подогрев воды в праздник

Законы праздника: нагревание воды и мытье в праздник, разведение костра для обогрева, приготовление мяса на углях, о порождении аромата.

386 (0)
Перевод: Моше-Залман Забродин Источник: «Шулхан Арух а-Рав» гл. 511
Зажигание огня (разрешенным способом) и подогрев воды в праздник
Зажигание огня (разрешенным способом) и подогрев воды в праздник

1. Уже объяснялось в главе 495, что поскольку зажигание огня было разрешено для приготовления пищи, оно было разрешено не только для приготовления пищи, при условии, что есть в (этом огне) нужда для праздника, поэтому разрешено делать костер, чтобы греться у него в праздник, и также разрешено подогреть небольшое количество воды, чтобы помыть лицо руки и ноги в праздник, однако запрещено греть много воды, чтобы мыть ею всё тело.

Согласно мнению некоторых, это запрет мудрецов, поскольку раз Тора разрешила зажигание огня и варку для нужд еды и питья, это разрешено и для мытья, и получается, что по мудрецам разрешено в праздник мыть всё тело водой, которая была подогрета до праздника, и мы не опасаемся, что если в праздник разрешить человеку мыть всё тело горячей водой (подогретой до праздника), то он станет греть воду в праздник (чтобы помыть всё тело), ведь поскольку греть воду в праздник (чтобы помыть всё тело) — это запрет мудрецов, согласно правилу, не делают постановление на другое, уже существующее, постановление.

О чём это сказано? О ситуации, когда человек моется вне бани. Однако в бане запрещено (в праздник) мыть горячей водой даже только лицо, руки и ноги, а также мыть всё тело водой, которая была нагрета с кануна праздника.

И также даже вне бани запрещено мыть всё тело водой, которая была нагрета в праздник, даже если эта вода была нагрета для питья и даже если человек хочет помыть ею всё тело не сразу, а по частям.

Что же касается ребенка, поскольку его обычно моют каждый день, разрешено мыть всё его тело даже водой, которая была подогрета в праздник для нужды питья. Поскольку речь идёт о нужде ребенка, запретительное постановление в отношении этого не вводилось.

Однако запрещено греть воду в праздник только лишь для нужды мытья ребенка, подобно тому, как запрещено греть воду для мытья всего тела взрослого человека в праздник.

Когда же человек греет воду для питья или мытья посуды, необходимой для того, чтобы использовать ее с пищей, то в кастрюлю разрешено добавить воду и для мытья ребенка, при условии, что эта вода (для мытья ребенка) будет добавлена до того, как кастрюлю поставят на огонь, как объясняется в главе 503, см. детали этого закона там.

В наше время, когда бывает так, что и в будние дни ребенка не моют два или три дня, также и в праздник запрещено мыть всё его тело горячей водой, которая была подогрета в праздник, даже если хотят помыть (все) его тело не одновременно, а по частям.

А есть такие (авторитеты), которые спорят со всем этим и считают, что по Торе запрещено нагревать большое количество воды, чтобы помыть ею всё тело (если только речь не идёт о ситуации, когда человек греет всю воду одновременно в одной ёмкости с водой для мытья лица, рук и ног, как объясняется в главе 503), поскольку мытьё всего тела не является необходимостью каждого, но только тех, кто изнежен и избалован, а Тора даже работу необходимую для приготовления пищи разрешила только если в этом есть нужда, равно относящаяся к каждому, однако если некая работа необходима только для изнеженных, запрещено исполнять ее в праздник, как (еще) будет объяснено.

И поскольку есть в этом запрет Торы, необходимо запретить в праздник мыть всё тело даже вне бани, даже водой, которая была нагрета до праздника. Это является постановлением, чтобы не произошло так, что человек станет греть воду в сам праздник, чтобы помыть всё тело, и тем самым нарушит запрет Торы.

Согласно мнению этих авторитетов даже ребенка, которого обычно моют каждый день, запрещено мыть даже водой, которая была нагрета до праздника, подобно закону, который действует в отношении субботы, как объясняется в главе 331, чтобы человек не стал греть для него воду в праздник.

О чем это сказано? Об одновременном мытье всего его тела, однако мыть тело по частям горячей водой, которая была нагрета до праздника, разрешено даже взрослому человеку, поскольку каждую часть тела, которую он моет, он моет разрешенным образом,и в данном случае неуместно вводить запретительное постановление из опасения, что человек нагреет воду в праздник, поскольку разрешено греть воду в праздник, чтобы помыть одну часть тела, ведь воду запрещено греть только для того, чтобы помыть всё тело, поскольку необходимость в этом есть только у изнеженных.

(Однако полоскать всё тело одновременно запрещено даже горячей водой, которая была нагрета до праздника.)

И несмотря на то, что в отношении всего этого основной закон соответствует первому мнению, тем не менее, в этих странах сложился обычай устрожать в соответствии со вторым мнением. И не следует менять этот обычай.

2. Есть мнение, согласно которому разрешение делать костер в праздник чтобы греться у него, относится только к ситуации, когда холод настолько силен, что в том чтобы греться у костра нуждаются большинство людей, однако если холод не настолько силен, и в том чтобы греться у костра нуждаются только изнеженные и особо чувствительные к холоду люди, не следует делать в праздник костер, и печи для обогрева зимних домов следует разжигать только посредством нееврея, поскольку эта работа не является равно необходимой для всех людей. Однако обычай не соответствует этому мнению.

И даже по этому мнению, если холод достаточно силен, что пища, содержащая жир, которую человек желает съесть, застынет, даже если холод и не силен настолько, что большинство людей сочтут необходимым погреться (у огня), разрешено человеку подогреть зимний дом ради этой пищи, поскольку это действие считается необходимым для нужд приготовления пищи в праздник.

3. Разрешено класть мясо на угли чтобы пожарить его, несмотря на то, что жир, капающий с мяса, тушит угли, и в этом тушении нет нужды для приготовления пищи, ведь это мясо можно пожарить и на шампуре. Тем не менее, мудрецы разрешили человеку готовить мясо на углях, поскольку есть в этом способе приготовления немного необходимости для приготовления пищи, так как человек желает съесть мясо, которое приготовлено именно таким способом, и (также это разрешение основывается на том, что) нет в этом абсолютного тушения, поскольку угли возгорятся снова.

4. И также разрешено обрабатывать плоды дымом, то есть размещать на углях различные благовония, чтобы плоды впитали в себя вкус этих благовоний, так чтобы вкус плодов улучшился. И несмотря на то, что угли немного тушатся в начале размещения на них благовоний, и это тушение не для приготовления пищи, ведь плоды годны в пищу и без этой обработки дымом, поскольку этот человек желает съесть плоды, приготовленные именно таким образом, мудрецы разрешили ему это делать, поскольку это не полноценное тушение, так как угли возгорятся снова.

5. О чем это сказано? О ситуации, когда человек помещает благовония на угли, которые были зажжены для приготовления пищи, или же для другой нужды, ради которой разрешено зажигать в праздник. Однако запрещено подпаливать древесину, чтобы разместить благовония на ее углях и помещать на эти благовония плоды, поскольку данное наслаждение от благовоний не является тем, что в равной степени необходимо для каждого, но (необходимо это) только для тех, кто изнежен и избалован, а Тора разрешила исполнять (в праздник) работу для приготовления пищи только если она в равной степени необходима для всех, как сказано (Шмот 12:16): «Только то, что будет съедено каждым человеком».

6. И более того, запрещено размещать на уже зажженных углях благовония, если хотят это сделать для того, чтобы придать аромат дому или одежде. Поскольку нет в этом действии никакой нужды для приготовления пищи, то не разрешили даже малейшее возгорание, которое происходит у благовоний от углей.

И несмотря на то, что зажигание было разрешено не только для приготовления пищи, тем не менее, оно было разрешено только в случае если есть в нем нужда для праздника и эта нужда в равной степени необходима для всех, как было объяснено.

7. И даже обработка плодов дымом была разрешена только в том случае, когда при этом намереваются, чтобы плоды вобрали в себя аромат благовоний и в результате этого улучшился их вкус, однако запрещено обрабатывать плоды дымом если это делается для того, чтобы они вобрали в себя аромат благовоний и при употреблении их в пищу человек получил удовольствие от приобретенного ими аромата, поскольку запрещено порождать аромат в праздник у вещи, у которой не было аромата, так как порождение новой вещи схоже с исполнением новой работы, и несмотря на то, что в праздник разрешены работы, необходимые для приготовления пищи, в порождении такого рода аромата нет особой нужды для пищи и это не в равной степени необходимо для всех.

Обработка дымом разрешена именно когда при этом намереваются, чтобы плоды вобрали в себя аромат благовоний и в результате этого улучшился их вкус, и несмотря на то, что при этом плоды автоматически приобретают новый аромат, поскольку (главное) намерение человека при этом не направлено на порождение аромата, запрет в отношении этого не установили.

Поэтому разрешено класть различные виды благовоний на одежду если человек не имеет намерения породить в ней аромат. Однако если человек имеет такое намерение, запрещено класть благовония на одежду.

Если же некий вид благовония уже лежал на одежде, таким образом, что его аромат уже вошёл в одежду, разрешено класть на нее такой же вид благовония в праздник, для того, чтобы усилить этот аромат, имеющийся у одежды.

Однако запрещено класть другой вид благовония, поскольку он порождает у одежды новый аромат в праздник.

В некоторых местностях поступают неправильно, когда помещают благовонное масло (которое называют нардовым) в воду, которую коэны используют для омовения рук перед благословением людей. Это запрещено, поскольку поступающие так намереваются придать рукам коэнов новый аромат.

И несмотря на то, что они наливают масло в воду перед праздником, тем не менее, когда в сам праздник коэны омывают ею свои руки, они порождают на своих руках новый аромат, получают от него удовольствие, это им приятно и они делают это намеренно, поэтому необходимо воздержаться от того, чтобы так поступать.

Опубликовано: 03.10.2022Комментарии: 0
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter