21 Хешвана 5782 года, четвертый день недели, гл. Хаей Сара

Есть ли награда за исполнение заповедей в нашем мире?

Непонятно следующее: сын исполнил сразу две заповеди (почитание родителей и отсылание наседки с гнезда), за которые Тора обещала долголетие. Тогда как может быть, что он сразу умер? Где же исполнение обещания Торы?

406 (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 19, стр. 197
Есть ли награда за исполнение заповедей в нашем мире?
Есть ли награда за исполнение заповедей в нашем мире?

В трактате «Хулин» рассказывается, как один человек попросил своего сына залезть на дерево и взять для него птенцов из гнезда. Когда сын спускался с дерева, он сорвался, упал и разбился насмерть.

Непонятно следующее: сын исполнил сразу две заповеди (почитание родителей и отсылание птицы с гнезда), за которые Тора обещала долголетие. Тогда как может быть, что он сразу умер? Где же исполнение обещания Торы?

Наши мудрецы объясняют, что обещания Торы относятся к жизни в будушем мире.

Нечто похожее мы видим в трактате «Пеа», где перечисляются заповеди, за исполнение которых даётся награда в будущем мире.

Мы также видим, что в Талмуде есть спор между р. Яаковом и мудрецами. Мудрецы считают, что награда за исполнение заповедей даётся в нашем мире, а р. Яаков — в будущем.

В «Законах о раскаянии» (8:1) РАМБАМ пишет так:

Благо, предназначенное праведникам — жизнь в грядущем мире. Жизнь, не прерываемая смертью, добро, не смешанное со злом. Об этом написано в Торе: «Чтобы удостоился ты блага и продлились дни твои» (Дварим 22:7). Предание учит: «Чтобы удостоился ты блага» — в мире, где царит благо, «и продлились дни твои» — в мире, где царит бессмертие, то есть, в грядущем мире.

Это мнение р. Яакова. Нужно понять, почему РАМБАМ постановил именно так, а не по мнению мудрецов?

Более того, РАМБАМ продолжает (9:1):

После того, как мы выяснили, что награда за исполнение заповедей, благо, которого удостоится тот, кто идет по пути Всевышнего, предписанному Торой, — вечная жизнь в грядущем мире... возникает вопрос: почему же Тора, говоря «если вы будете послушны, то удостоитесь того-то», или «если вы не будете послушны, постигнет вас то-то», перечисляет такие награды и наказания как изобилие и голод, война и мир, собственное царство и унижение, жизнь на своей земле и изгнание, успех в начинаниях и неудача и тому подобно.

И он объясняет:

И Всевышний обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять написанное в ней с радостью и от всего сердца и постоянно размышлять о ее мудрости, то Он устранит все, что препятствует нам исполнять ее: болезни, войны, голод и тому подобное. И одарит Он нас благами, которые помогут нам исполнять Тору: изобилием, миром, золотом и серебром, чтобы не уходили все дни наши в заботах о нуждах тела, и были мы свободными, и посвятили себя изучению мудрости и исполнению заповедей, и удостоились жизни в грядущем мире.

Если мы в любом случае должны понимать все эти обещания Торы так, что они исполнятся в нашем мире, почему РАМБАМ не объяснил таким же образом обещание о продлении жизни?

Это можно понять с помощью объяснения, почему р. Яаков приводит два доказательства утверждению, что в нашем мире нет награды за заповеди: почитание родителей и отсылание птицы с гнезда.

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах объясняет, что заповедь отсылания птицы понятна с точки зрения разума и милосердия. Идея этой заповеди не в получении блага благодаря ее исполнению, а в самом действии между человеком и Творцом.

Таким образом, если человек исполняет такую заповедь без должного намерения (или с отрицательным намерением), он может привести к тому, что заповедь не будет исполнена. Поэтому нельзя привести доказательство по поводу «упал и умер» только из заповеди отсылания птицы с гнезда, ведь всегда можно сказать, что он исполнил ее с противоположным намерением.

Заповедь почитания родителей относится к взаимоотношениям между людьми. При этом важно, чтобы птенцы попали в руки отца, а намерение при этом не играет роли.

Отсюда следует, что доказательство того, что в нашем мире нет награды за исполнение заповедей, мы видим именно в такой ситуации, когда человек «упал и умер» после исполнения заповеди почитания родителей. Даже если у него при этом было отрицательное намерение, заповедь считается исполненной. Тогда мы видим, что награда в будущем мире даётся не только за исполнение заповедей между человеком и Всевышним, но и за исполнение заповедей между людьми.

Тогда получается, что РАМБАМ постановил о сказанном в трактатах «Хулин» и «Пеа», что пожинание человеком плодом своей деятельности в будущем мире относится только определённым заповедям, связанных с отношением между людьми. Но в отношении других заповедей действует правило о награде в будущем мире.

Только по мнению р. Яакова и за эти заповеди человек не получает награду в этом мире. Но речь идёт о награде за заповедь — о посторонней вещи, которую человек мог бы получить за исполнение заповеди. Но вещи, которые перечислены в Торе, не являются чем-то посторонним, а они относятся к указанию соблюдать заповедь и к ее исполнению.

Ребе приводит пример. Когда человек покупает себе раба, он обязан содержать его, чтобы раб мог хорошо служить. Если же раб пожелает служить своему господину ещё лучше, тот даёт ему ещё большую награду. И это не награда после окончания работы, а награда до ее начала. И это относится ко всем заповедям.

Таким образом, ситуация, о которой шла речь (упал и умер), не противоречит получению материальной награды по Торе.

Человек получает все материальные обещания из Торы в то время, когда он живёт и на него возложена обязанность изучения Торы и соблюдения заповедей. При этом Всевышний даёт ему все блага, чтобы у него была возможность свободно заниматься Торой и заповедями.

Но когда человек прожил отмеренное ему на Небесах число дней, больше нет необходимости обуславливать продление его жизни тем, что он исполняет заповеди. Поэтому когда он «упал и умер» после исполнения заповеди, за которую Тора обещала долгую жизнь, здесь нет никакого противоречия, так как время его работы в мире завершилось.

Если он «упал и умер», это является доказательством того, что награда за исполнение заповедей даётся в будущем мире. При этом по мнению р. Яакова речь идёт обо всех заповедях, а по мнению РАМБАМа — только между человеком и Всевышним.

Опубликовано: 16.08.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter