15 Тишрея 5782 года, третий день недели, гл. Браха

Назначение короля: вопрос и ответ

Это одна из трех заповедей, которую еврейский народ должен был исполнить после вступления в Землю Израиля; две другие — это уничтожение Амалека и постройка Храма.

1704 (0)
Назначение короля: вопрос и ответ
Рав Гершон Авцон

Наша предыдущая статья завершилась обещанием начать дискуссию о роли еврейского короля согласно точки зрения Торы.

В главе «Шофтим» (17:15) Тора дает нам указание: «Поставь над собою короля» — вам следует назначить себе короля. Это одна из трех заповедей, которую еврейский народ должен был исполнить после вступления в Землю Израиля; две другие — это уничтожение Амалека и постройка Храма.

Приближаясь к 10-му Швата, дню начала правления Ребе Короля Мошиаха, я хочу поделиться с вами тем, что я как-то услышал от р. Леви Горелика: если вы посмотрите в первые хасидские трактаты трех последних глав ХАБАДа, вы увидите, что они соотносятся с этими тремя заповедями.

Первое выступление Ребе РАШАБа было на слова «Корону дадут тебе». Это относится к назначению короля. Первое выступление Ребе РАЯЦа было на слова «Первый из народов Амалек» об обязанности уничтожить Амалека. Первое выступление Ребе Короля Мошиаха было на слова «Я вернулся в свой сад», что намекает на строительство Храма.

Мы находим очень интересную вещь в отношении заповеди назначения короля. Когда еврейский народ попросил Шмуэля дать им короля (Шмуэль I 8:5), мы видим следующий ответ: «И не понравилось слово это Шмуэлю, когда они сказали: дай нам короля, чтобы судить нас. И молился Шмуэль Г-споду. И сказал Г-сподь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними».

Эти слова на первый взгляд трудно понять. Почему эта просьба вызвала такое неприятие? Разве это не заповедь Всевышнего? Ведь сказали наши благословенной памяти учителя: «Три заповеди были даны евреям, когда они вошли в Землю Израиля, и одна из них — назначить им короля» (трактат «Санедрин» 20б).

Ребе ШЛИТА объясняет так («Ликутей Сихот» том 24, стр. 104):

Есть два типа королей:

1) Есть король, основная функция которого заключается в том, чтобы поддерживать мир и порядок в стране. Он является высшим авторитетом власти. Это роль нееврейского короля.

2) Король духовно выше всего поколения и он связывает людей со Всевышним. Это основная роль, роль еврейского короля.

Когда еврейский народ просили короля, они сказали так: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем; поставь над нами теперь короля, чтобы судить нас, как (это) у всех народов». Другими словами, они искали нееврейский тип короля, а это огорчило Шмуэля и Всевышнего. Настоящий король, это второй тип, как объясняется выше.

Опубликовано: 18.01.2015

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter