СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара 5784 г., третий день недели Ки тиса | 2024-02-27 15:56

Книга «Тания»

Глава №13

18 Тевета

Глава тринадцатая

И так следует понимать слова мудрецов о том, что средних судят двое судей (то есть влечение к добру и влечение ко злу). Как сказано: «И встанет справа от неимущего, дабы спасти его от тех, кто судит душу его». И не сказано, что оба властвуют в нем, да сохранит Всевышний, ибо когда наступает власть и господство зла в малом городе даже на короткое время, человек в тот момент называется грешником. Но влечение ко злу в нем только как, к примеру, судящий и разбирающий дело, высказывающий мнение на суде. Однако это может и не быть решением закона, которое следует исполнить, ибо есть еще один судящий и разбирающий дело, который его мнения не разделяет. Должен быть кто-то, кто рассудит между ними, и его решение будет решением закона. Так влечение ко злу высказывает свое мнение в левой полости сердца и из сердца поднимается к мозгу, чтобы возбудить мысли о своем предмете. Но сейчас же вступает с ним в спор другой судья, то есть Божественная душа, находящаяся в мозгу и распространяющаяся на правую полость сердца — вместилище влечения к добру. Решает выносящий приговор, и это — Всевышний, помогающий влечению к добру, как сказали мудрецы: «Если бы не помощь Всевышнего, не мог бы его одолеть». Эта помощь — приток света Всевышнего, которым освещается Божественная душа, чтобы сообщить ей преимущество и власть над неразумием глупца и влечением ко злу, подобно преимуществу света перед тьмой, как мы уже видели.

Но так как зло в левой полости [сердца] среднего сохраняет свою врожденную силу влечения ко всем наслаждениям этого мира, и не потеряло своей силы от преобладания добра, и не оттеснено со своего места совсем, а только не имеет силы и власти, достаточной для распространения в членах тела, потому что Всевышний «стоит по правую руку неимущего» и помогает, освещая Божественную душу, потому он и называется «как грешник», по выражению мудрецов: «Даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, смотри на себя как на грешника». Он должен видеть в себе не действительного грешника, а среднего, и никогда не верить, если скажут, что зло в нем уничтожено намного преобладающим добром, так как это была бы ступень праведника. Ему же следует видеть себя человеком, в котором суть и сущность зла остались во всей своей прирожденной силе в левой полости сердца, не исчезли и не покинули его ни в малейшей степени, а наоборот, еще более усилились за то время, что он ими так много пользовался в принятии пищи и питья и в других делах этого мира.

19 Тевета

И даже если все желания человека обращены к Торе Всевышнего и он думает о ней днем и ночью с целью исполнения ее — это еще совсем не доказывает, что он вытеснил зло с его места. Возможно только, что суть и сущность зла остаются с прежним упорством и силой на месте в левой полости сердца, но его одеяния, то есть мысль, речь и действие животной души, не облекаются в мозг, уста, руки и прочие члены тела вследствие помощи Всевышнего, давшего мозгу властвовать и господствовать над сердцем. И поэтому Божественная душа, находящаяся в мозгу, правит малым городом, всеми членами тела, дабы они были одеянием и колесницей для трех ее одеяний, в них облекающихся, то есть мысли, речи и действия в сфере 613 заповедей Торы. Но суть и сущность Божественной души властвует и господствует над сутью и сущностью животной души у среднего только в то время, когда любовь ко Всевышнему открыто проявляется в его сердце в определенное время — в момент молитвы и т.п. И даже в такое время это лишь власть и господство, как написано: «И будет народ покоряем народом» — когда один из них берет верх, другой падает, а когда второй берет верх и т.д. Ибо Божественная душа собирается с силами и подавляет животную душу в источнике Гвурот, каким является Бина, то есть когда [человек] размышляет о величии Б-га, Эйн Софа, благословен Он, и это рождает крепкую любовь, как угли, пылающие в правой полости его сердца, и этим «ситра ахра» в левой полости сердца подавляется у среднего, но не уничтожается совсем. Это происходит только у праведника, как сказано: «Сердце пусто во мне». И тогда зло вызывает в нем отвращение и ненависть предельной силы или частично, как уже говорилось. Но у среднего это происходит как у спящего, который может снова проснуться. Так зло у среднего спит в левой полости его сердца во время молитв «Шма» и «Амида», когда сердце его горит любовью к Б-гу, но после того оно может снова проснуться. Поэтому Раба причислил себя к средним, хотя ни на минуту не прерывал изучения Торы, и Торы Всевышнего желал днем и ночью, хотел, и желал, и душой стремился ко Всевышнему с великой любовью, так же как во время молитв «Шма» и «Амида». Он казался средним, предающимся молитве в течение всего дня, как сказали мудрецы: «О если бы молился человек в течение всего дня».

20 Тевета

Для тех, кто стоит на ступени праведников и служителей Б-га, такая степень любви, которая возникает в средних во время молитвы, когда в них усиливается [влияние] Божественной души и т.д., на самом деле не считается истинным служением Б-гу, ибо после молитвы любовь минует и проходит, и сказано: «Слова истины пребывают навеки, язык лжи — лишь на мгновение». И все же для средних это полное и истинное служение в пределах той истины, [которая возможна] для каждого из них на той ступени, которую он занимает в градации средних. И их любовь во время молитвы я также называю: «слова истины пребывают навеки», ибо их Божественная душа способна постоянно пробуждать эту любовь, влияние ее ежедневно усиливается во время молитвы в результате подготовки, степень которой зависит от природы и ступени каждой души. Истина — свойство Яакова, которого называют «срединный запор», скрепляющий [все] из конца в конец, от вершины всех уровней и ступеней и до конца всех ступеней [внизу]. И на каждом уровне и ступени он скрепляет в срединной точке, и это — точка и категория истины этой ступени. Качество истины — наследие без границ, и нет ему меры наверху до вершины всех ступеней. А все нижние уровни и ступени как бы не существуют по сравнению с теми уровнями и ступенями, которые выше них (как известно сведущим в тайном, голова и мозг нижних ступеней ниже так называемых «пят» и «ног» превышающих их ступеней. И сказали мудрецы: «Ноги ангелов могут быть приравнены ко всему»).

Выбор главы (1-53)
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter