Тора истинная мудрость
Мы уже говорили о том, что только интеллектуальное познание является единственно достойной деятельностью человека. Конечно же, это верно только при условии, когда объектом познания является истинная мудрость. Например, изучая Тору, человек объединяется с мудростью заключенной в ней, являющейся Мудростью Всевышнего. А так как Б-г и его атрибуты, (то есть Его Мудрость, Желание и т. д.) едины, то человек, познавая Тору, «объединяется» с самим Всевышним. Так как в результате интеллектуального познания Торы человек подымается на вышестоящий уровень — достигает единства с Б-гом — то только такой вид познания можно назвать действительно достойным избранника творения — человека.
Источник светских наук
Ну а наука? Разве не может и она быть достойным объектом познания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо взглянуть на светские науки с точки зрения теории хасидизма. В святых книгах объясняется, что источником светских наук является Мудрость Б-га. Проблема заключается в том, что в процессе творения (в случае светских наук) Свет божественной Мудрости деградировал настолько, что в некоторых случаях воплотился в идеи, противоположные самой божественной мудрости. На более глубоком уровне та же проблема объясняется как падение из «обратной» стороны святой Мудрости, вызванное «разбитием сосудов мира Хаоса».
Использование светских наук
В книге «Тания» ее автор, Алтер Ребе объясняет, что вся реальность делится на две категории: Святость и все противоположное ей. То есть не существует вещей «нейтральных» — если что-то не относится к Святости, то оно противоположно желанию Творца (и сотворено Им только ради свободы выбора).
Тем не менее, в области, противоположной святости, существует категория, которую можно «вырвать» из «не Святости». Делается это с помощью использования упомянутой категории «во имя Небес». Светские науки, не содержащие идей противоположных Торе, относятся как раз к этой категории.
Любавичский Ребе Король Мошиах שליט"א в одном из своих посланий перечисляет шесть вариантов использования светских наук «во имя Небес»:
1. Когда упомянутые знания являются результатом углубленного изучения Торы.
2. Когда Тора напрямую указывет на это — например, изучение иностранных языков для общественных нужд.
3. Когда человек, находящийся в нечистом месте, где даже размышления о Торе запрещены, может изучать там светские науки.
4. Когда для лучшего понимания Торы или исполнения заповеди есть необходимость в светских знаниях.
5. Когда приобретенные знания используются для служения Всевышнему.
6. Когда для заработка требуется изучение какой-либо специальности.
Изучение же светских наук для других целей приводит к тому, что интеллект нашей Божественной души опускается в сферу, противоположную святости, и, таким образом, человек не достигает цели своего творения.