Всех людей, какими бы разными они не казались, можно разделить по четырем признакам:
1. По своим занятиям: те, кто учит Тору и те, кто занимается бизнесом, работает.
2. По своему материальному положению: богатые и бедные.
3. По своим привычкам, не важно плохим или хорошим.
4. По месту проживания: в большом городе или маленьком.
Исходя из этого, можно выделить шесть групп людей: изучающие Тору, работающие, богатые, бедные, живущие в маленьком городе и живущие в большом городе. Но эти группы, при всех своих различиях, имеют общие задачи, которые заключаются в том, что: все до единого обязаны соблюдать практические заповеди, иметь постоянное время для изучения Торы, вести себя достойно и честно. Что же касается вопросов воспитания, — все они разделяются в соответствии с образом жизни воспитанников.
Но, настоящее воспитание обязательно должно еще соответствовать и возрасту воспитанника.
Существуют также различия в общем воспитании ребенка и воспитании мальчика. Воспитание ребенка, в основном, состоит в соблюдении чистоты, скромности и вежливости, чтобы он не был ненасытным в отношении вещей нужных, но второстепенных, так как это является основным отличием человека от животного. Воспитание мальчика находится на более высоком уровне, и оно основывается на соблюдении благословений на еду, на учебе, поведении, уважении к родителям, соблюдении учебного распорядка.
Следующий уровень — воспитание подростка после совершеннолетия, включающее в себя соблюдение заповедей тщательнейшим образом, соблюдение времени молитв, погружение в учебу, слежение за временем, использование положительного примера старших. При этом делается упор на поднятие воспитанника уровень за уровнем, пока он не достигнет своих высот.
Духовная пища похожа на обычную еду: все знают, что хороший кусок мяса и тарелка супа укрепляют силы человека больше, чем разведенное в воде молоко. Но если кормить одномесячного младенца мясом, он умрет, а если кормить взрослого детским питанием, то он ослабеет. То же самое относится к духовной пище, которая должна соответствовать: детям — по их возрасту и взрослым — по их состоянию.
Это можно сравнить и с одеждой, которая должна быть по размеру: если она будет слишком короткая, то не принесет пользы, а если слишком длинная, то человек запутается в ней. Все это применимо и к воспитанию: несоответствующее человеку воспитание не только не принесет пользы, но и нанесет ущерб в обоих случаях: и при избытке его, и при его недостатке.
Таким образом, воспитание взрослых происходит согласно их группам, а детей — по возрасту.
Когда Ребе РАЯЦ был ребенком, его отец — Ребе РАШАБ — сказал ему: «Завтра Йом-Кипур. Вечером ты обязан поститься, утром это делать желательно, а днем реши сам». Днем он завершил пост…