19 Хешвана 5782 года, второй день недели, гл. Хаей Сара

Запрет смеси мяса с молоком от нечистого животного

К смеси мяса с молоком (в которой мясо или молоко происходят от нечистого животного) не применим запрет на смесь мяса с молоком, поскольку один из элементов данной смеси и без этого запрещён в пищу.

311 (0)
Источники: гл. 87 ТАЗ (п. 2) и ШАХ (п. 3)
Запрет смеси мяса с молоком от нечистого животного
Запрет смеси мяса с молоком от нечистого животного

Можно долго сетовать на то, что постигло знаменитую синагогу «Турей Заав» во Львове, в которой молился р. Давид а-Леви Сегаль, автор комментария на «Шулхан Арух» под названием «Турей Заав» (сокращённо ТАЗ). Но самый лучший способ отдать дань его вкладу в еврейство — изучать его труды, демонстрируя тем самым, что его вклад продолжает жить и приносить пользу евреям (в каком бы виде синагога, связанная с его именем ни дошла до наших дней).

Обратимся к одному из его комментариев (раздел «Йоре Деа», законы мяса с молоком). ТАЗ разбирает вопрос, относится ли запрет смеси мяса с молоком (далее запрет «басар бе-халав») к смеси, в которой мясо или молоко от нечистого животного (которое и так запрещено в пищу).

В «Тур» написано: «Но мясо чистого (разрешенного) животного в молоке нечистого или наоборот… и мясо дикого животного (и птицы) (даже в молоке разрешенного животного)… (запрещено употреблять в пищу) по мудрецам, но разрешено варить (и получать от этой смеси выгоду)».

На это задает вопрос «Бейт Йосеф»: если один из видов нечист, это запрещено употреблять в пищу по Торе, зачем нужно запрещать (это) в пищу (ещё и) из-за запрета «басар бе-халав» (смеси мяса с молоком)?

«Дриша» и «Байт Хадаш» отвечают, что это влияет на то, что у (получившейся смеси) будет статус «куска, ставшего полностью запрещённым» («хатиха наасет невела»), ведь согласно мнению рабейну Эфраима это касается только того к чему относится запрет «басар бе-халав».

Однако, при всём уважении, данная линия рассуждения (согласно которой запрет смеси «басар бе-халав» применим также в случае, если мясо или молоко от нечистого животного) не представляется верной, поскольку причина устрожающего мнения рабейну Эфраима заключается в том, что мясо и молоко по отдельности разрешены, и становятся запрещёнными только смешавшись и став одним целым, как приводит «Бейт Йосеф» от имени «Тосафот» в главе 92. Но это не относится к ситуации, когда один из видов (то есть или мясо или молоко) происходят от нечистого (запрещённого) животного, поскольку в этом и так есть запрет Торы и это как остальные запрещённые вещи.

И нельзя сказать, что мудрецы ввели в отношении такой смеси (в которой один из элементов и так запрещён) постановление, согласно которому сам кусок становится запрещённым полностью из-за схожести данной ситуации с ситуацией, когда мы имеем смесь мяса с молоком, которая запрещена по Торе, поскольку если бы это было так, то мудрецам необходимо было бы запретить ещё и варку (молока с мясом когда один из видов от нечистого животного) и получение выгоды (от такой смеси).

И в соответствии со сказанным, следует подвергнуть критике и то, что написал об этом «Байт Хадаш», а именно, что связанно это с принципом, согласно которому важный кусок, которым можно уважить гостя (как написано об этом в «Шулхан Арух» раздел «Йоре Деа» 101:2), который не аннулируется (даже в пропорции 1 к 1000), поскольку этот принцип относится именно к смеси к которой относится запрет «басар бе-халав», элементы которой (то есть мясо и молоко) были разрешены до того, как образовали смесь и стали одним целым.

Что же до ситуации, когда запрещённое впиталось в разрешенное, впитанное не является важным, чтобы уважить им гостя, но именно в отношении мяса с молоком (которые до образования смеси были разрешены) мы говорим, что весь кусок становится запрещённым полностью, и к этой ситуации будет относится закон куска, который годен, чтобы уважить им гостя (который не аннулируется), как объясняется в «Бейт Йосеф» от имени «Торат а-Байт» и «Сефер а-Трума», однако это не так в ситуации, когда один из элементов смеси (молоко или мясо) и до образования смеси были запрещены по Торе, и это как остальное запрещенное, которое впиталось в разрешенное и не относится к этому закон в отношении куска, который годен, чтобы уважить им гостя, который не аннулируется.

И кроме всего, что мы упомянули, неуместно говорить, что мудрецы ввели запрет «басар бе-халав» на употребление в пищу смеси мяса с молоком (когда какой-то из этих элементов от запрещённого животного), поскольку мы не находим этого ни в Талмуде, ни в законоучителях, а только в отношении мяса птицы с молоком есть спор.

И более того, в Мишне («Хулин» 113а) учили, что разрешено варить мясо запрещённого животного с молоком, а также разрешено получать выгоду от этой смеси, но то, что эту смесь разрешено употреблять в пищу упомянуто не было, поскольку она и так содержит в своём составе запрещенную пищу, и именно из-за этого данная смесь запрещена.

И выучи из этого, что смесь мяса с молоком (когда мясо или молоко от запрещённого животного) — это как остальные запрещённые вещи, смешавшиеся с разрешенными (и нет в этом отдельного запрета «басар бе-халав»).

А слова «и это по мудрецам», которые написал «Тур», относятся к мясу курицы, но не к ситуации когда или мясо или молоко происходят от запрещённого животного.

И это соответствует мнению «Бейт Йосефа» а не БАХа.

И также это в соответствии с примечанием МААРШАЛа в «Тур», согласно которому, если один из видов (мясо или молоко) нечист, к этой смеси не относится (особый) запрет «басар бе-халав» даже по мудрецам (поскольку один из элементов данной смеси и без этого запрещён в пищу, и был таковым и до её образования).

Вывод:

Мы увидели из слов ТАЗа, что к смеси мяса с молоком (в которой мясо или молоко происходят от нечистого животного) не применим запрет на смесь мяса с молоком («басар бе-халав»), поскольку один из элементов данной смеси и без этого запрещён в пищу, а также к такого рода смеси не применим принцип «весь кусок становится запрещённым» (так, что смешайся он с другими кусками мяса (которое разрешено) пришлось бы считать пропорцию в отношении всего запрещённого куска, а не только в отношении того запрещённого, что в него впиталось), и также к такого рода смеси не применим принцип «кусок, которым можно уважить гостя» (который в силу своей особенности не аннулируется даже в пропорции 1 к 1000).

Для дополнительного изучения:

ШАХ («Сифтей Коэн») обращает внимание на важный момент: РАМО считает, что принцип «весь кусок становится запрещённым» применим и к остальным запретам (не только к тому, что запрещено по причине «басар бе-халав»); согласно его мнению (см. «Йоре Деа» 92:4), если разрешённый кусок впитал в себя запрещённое, например кусок мяса разрешенного животного впитал в себя запрещённый жир «хелев», мы говорим что весь кусок становится запрещённым, и если этот кусок смешается с другими кусками, нужно будет считать пропорцию 1 к 60 по отношению ко всему этому куску. Следовательно в нашей ситуации (когда или мясо или молоко от нечистого животного), в любом случае будет считаться, что весь разрешённый кусок стал запрещённым из-за того, что впитал запрещённое (например молоко запрещённого животного).

Тем не менее, РАМО соглашается, что если речь идёт о смеси жидкого с жидким («лах бе-лах»), в отношении остальных запретов (к которым не применим запрет «басар бе-халав») мы не говорим что весь кусок автоматически становится запрещённым если речь идёт о большом ущербе, и тогда мы приходим к тому, что есть разница: если считать что смесь нечистого (запрещённого) мяса с молоком (или наоборот) запрещена как «басар бе-халав», весь кусок будет считаться запрещённым даже если речь идёт о смеси «жидкое с жидким».

В конце своего комментария ШАХ (как и ТАЗ), приходит к выводу, что если речь идёт о смеси в которой молоко или мясо происходят от запрещённого в пищу животного, к ней не относится запрет «басар бе-халав» даже по мудрецам (поскольку и так то (молоко или мясо), которое от нечистого животного запрещено).

Опубликовано: 21.04.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter