26 Сивана 5782 года, суббота недели, гл. Шлах | 2022-06-24 22:10

4. Верить в него или Смысл веры в приход Мошиаха

РАМБАМ подчеркивает, что вера в приход Мошиаха связана не только со словами пророков, но и со всей Торой и Моше-рабейну.

1334 (0)
4. Верить в него или Смысл веры в приход Мошиаха
4. Верить в него или Смысл веры в приход Мошиаха

Сейчас мы объясним важность и основной смысл веры в приход Мошиаха. РАМБАМ установил ее как одну из 13 основ еврейской веры и поставил: «Всякий, кто не верит в него (Мошиаха) или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего».

И так он написал в комментарии на Мишну: «Основа двенадцатая, Дни Мошиаха. Нужно верить в его приход и не думать, что он задержится... И если кто-то сомневается в нем или принижает его достоинства, то такой человек отрицает Тору, так как о нем ясно сказано в Торе». И также в «Законах о раскаянии» (3:6) он перечисляет тех, кто не верит в воскрешение из мертвых и в приход Мошиаха, в одном списке с теми, кто не признает Всевышнего и Тору — такие люди лишаются удела в грядущем мире. В результате этого был установлен текст «Я верю»: «Я верю полной верой в приход Мошиаха... каждый день, что он придет».

Это требует понимания — почему приход Мошиаха является основой веры? Ведь понятие «основы веры» означает, что на этих основах располагается еврейская религия, которая не может существовать без этих основ. Поэтому другие основы, которые приводит РАМБАМ, связаны с присутствием Всевышнего и веры в Тору; поэтому понятно, что они называются основами нашей религии. Но в отношении прихода Мошиаха следует понять, почему это является таким важным?

И действительно, некоторые мудрецы в течение прошлых поколений обсуждали эти слова РАМБАМа и не смогли понять их вплоть до того, что даже спорили с ним и утверждали, что идея о приходе Мошиаха не является такой центральной, чтобы превращать ее в основу веры.

Но согласно объяснениям Ребе мы можем понять слова РАМБАМа по их простому смыслу. Таким образом, вера в приход Мошиаха отражает веру в вечность еврейского народа, вечность королевской власти Давида и вечность заповедей Торы. И эти три вещи связаны друг с другом и считаются основами нашей иудаизма. А вера в приход Мошиаха включает их всех вместе и передаёт самым ясным способом.

Вечный народ, вечный король и вечная Тора

Существование еврейского народа является вечным. И связь евреев со Всевышним, после того, как Он избрал нас, является вечной и неизменной.

Пишет РАМБАМ в «Послании в Йемен»:

Воистину обещано нам Творцом через пророков наших, что Он не даст нам погибнуть и не истребит нас и что во веки веков мы не перестанем быть народом благочестивым. И как не уничтожима реальность Пресвятого, благословен Он, так же не уничтожимы мы, как сказано: «Ибо Я, Господь, не изменился, и вы, сыновья Яакова, не погибли…». А также было возмещено нам благословенным, дабы поддержать и укрепить нас, что Он никогда не возгнушается нами в целом (всем нашим народом), несмотря на то, что мы гневили Его, нарушая Его заповеди: «Так сказал Всевышний: как нельзя измерить небеса вверху и изведать основания земли внизу, так и Я не отвергну все потомство Израиля за все, что совершили они, — слово Всевышнего!» То же самое обещано нам в Торе через Моше, учителя нашего, да пребудет он в мире: «Но и при всем этом, когда будут они в земле врагов своих, не отвергну Я их и не возгнушаюсь ими (настолько), чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними, ибо Я — Всевышний, Б-г их».

В другом месте РАМБАМ связал это со словами пророка Йешияу (66:22): «Ибо как небеса новые и земля новая, которые сотворю Я, упрочены будут предо Мной, — слово Господа, — так упрочено будет семя ваше и имя ваше». И объяснил, что еврейский народ обладает уникальной особенностью и отличается от других народов тем, что большинство их растворяются среди других со временем, а евреи не только не исчезают, но и существуют навеки.

Все это связано с обещанием Всевышнего о вечностью власти Давида начиная со слов Яакова («Берейшит» 49:10): «Не отойдет скипетр (власти) от Йеуды и стило закона от потомков его, пока не придет Шило, и к нему стечение народов» о приходе Мошиаха. После того, как Давид был помазан, ему сказал пророк Натан: «Я поставлю после тебя потомство твое, того, который произойдет из недр твоих, и упрочу власть его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу королевский престол его навеки».

И как сказал сам Давид: «И избрал меня Г-сподь Б-г Израиля из всего дома отца моего, чтобы быть королем над Израилем вечно, ибо Йеуду избрал Он во властители, а в доме Йеуды — дом отца моего, а из сыновей отца моего меня благоволил поставить королем над всем Израилем. И из всех сыновей моих, — ибо много сыновей дал мне Господь, — избрал Он Шломо, сына моего, дабы воссесть на престол королевства Господня, над Израилем. И сказал Он мне: Шломо, сын твой, он построит дом Мой и дворы Мои, ибо Я избрал его Себе сыном, и Я буду отцом ему. И утвержу королевство его навеки...».

И так постановил РАМБАМ: «С того момента, как был помазан на власть Давид, ему принадлежит престол, и право власти сохраняется за ним и его потомками мужского пола, являющимися полноправными евреями, навсегда... Династия Давида будет существовать вечно».

Мы видим из истории, что после смерти Моше в еврейском народе произошел раскол — все колена заботились только о себе. Было время, когда они даже воевали между собой. Только после появления короля они объединились.

Так и сейчас: для полноты раскрытия власти Всевышнего в мире необходим король из плоти и крови, который объединит весь еврейский народ. Как объясняет Ребе:

Совершенство народа достигается в то время, когда они становятся единым народом — а это возможно только с помощью короля. Как пишет об этом РАМБАМ: «Поставить над нами еврейского короля, который объединит весь наш народ и будет говорить от нашего имени, и править нами». Поэтому избрание евреев как народа проявляется в том, что Всевышний выбрал короля над евреями навеки.

И так как корона Давида связана с выбором Всевышнего, в этом процессе невозможны перерыв или изменение. Это похоже на то, что евреи являются потомками Авраама, Ицхака и Яакова до конца времён, так как в выборе Всевышним Авраама невозможно изменение.

Изменяющееся желание и неизменяющееся желание

Все это можно объяснить согласно учению хасидизма.

Вообще, в желании Всевышнего могут быть изменения. Поэтому когда пророк говорит от Его имени пророчество о будущем, оно теоретически может измениться. Как пишет РАМБАМ («Фундаментальные законы Торы» 10:8):

Предсказания пророком несчастий, например, «такой-то умрет», или «такой-то год — год голода или войны», и тому подобное — если не сбылись, не отрицает это его пророческого дара, и не говорят: «вот, сказал и не сбылось!», потому что Г-сподь, благословен Он, «милостив и милосерден, и прощает зло»; и возможно, что люди раскаялись и им простилось, как жителям Нинве, или наказание было отложено, как во времена Хизкияу.

Также в случае позитивного пророчества, о котором сказано «все хорошее, что обещано Б-гом, даже при каком-то условии, сбывается», не имеется в виду, что желание Всевышнего в этом хорошем обещании не может измениться. Просто в данном случае есть посторонняя причина, которая вызывает исполнение этого пророчества. И как пишет РАН, что по природе положительного предсказания нет большей обязанности исполниться, чем в случае отрицательного предсказания, так как в обоих случаях основное качество может быть аннулировано с помощью противоположного ему. Но так как в этом случае у нас не будет возможности испытать пророка, поэтому Всевышний сделал так, что на практике положительные пророчества обязательно должны исполниться.

Рассмотрим пример. Когда пророк сообщает, что Всевышний умертвит кого-то человека, это не говорит о наличии у Всевышнего принципиального желания умертвить этого человека, а только о том, что он заслужил смерть за свои грехи. И так как данное желание вызвано внешней причиной, то если этот человек изменит свое поведение и совершит раскаяние, то Всевышний отменит ему смертный приговор, как сказано («Шмот» 32:14): «И решил Г-сподь на иное о беде, о чем говорил, чтобы причинить народу Своему». То же самое относится к случаю, когда Всевышний хочет одарить человека благом за его поступки — при этом он может испортить это своими поступками, как сказано (Шмуэль I 15:11): «Сожалею Я, что поставил Шаула королем. Ибо он отвратился от Меня и слов Моих не исполнил». То же самое касается временных указаний пророка, которые актуальны только в конкретное время.

Но выбор Всевышним еврейского народа является вечным заветом, который не может измениться, так как это сущностное желание Всевышнего. Оно не зависит от внешних причин и обстоятельств. Просто так захотелось Всевышнему. Поэтому как Всевышний не может измениться, так и Его желание обязательно обязано исполниться. Следствием этого является избрание Всевышним Давида. Это также относится к заповедям, как пишет РАМБАМ («Фундаментальные законы Торы» гл. 9): «Ясно сказано и объяснено в Торе, что она — закон на все времена: нельзя ее изменить, ни убавить от нее, ни прибавить к ней». И об этом же идет речь в «Законах о Мошиахе», что «основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и не убавить от них».

Вечность евреев и Торы с помощью Короля Мошиаха

Во время Давида и Шломо все это было в раскрытой форме, когда они правили всем еврейским народом без исключения, заставляя их идти по пути Торы и исполнять заповеди. Но уже в следующем поколении произошло разделение на две части, не дай Б-г. После этого ситуация ухудшилась ещё больше, пока не наступило то, о чем сказано (Псалмы 89:39-49): «Но Ты отставил и презрел, прогневался на помазанника Твоего. Отменил Ты союз с рабом Твоим, поверг на землю венец его». Прекратилась династия Давида и евреи были изгнаны со своей земли. Сегодня многие даже не знают о своем еврействе.

Хотя нам было обещано, что также и во время изнания будет династия Давида в виде главы евреев в Вавилоне и князя на Земле Израиля, с помощью которых мы будем продолжать исполнять заповеди Торы, но это только подобие естественного состояния, так как мы продолжаем быть рассеянными по всему миру, а многие даже не соблюдают заповеди.

О вечности Торы пишет Ребе («Ликутей Сихот» том 18, гл. «Балак»): «Вечность и совершенство Торы, то, что „Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков“, проявляется не только в указаниях Торы, но также и в ее изучении и исполнении на практике».

Если мы верим в Тору и даровавшего ее Творца, то её смысл заключается в том, что она реализуется на практике, а не останется теорией. Поэтому во время изгнания, когда мы не имеем возможности исполнять все заповеди, ситуация противоречит идее вечности Торы.

В этом состоит вера в приход Мошиаха, когда все в мире станет так, как это было во время Давида и Шломо и раскроется вечность Торы и еврейского народа.

Об этом пишет РАМБАМ в «Йеменском послании»:

Но мужайтесь, братья, и Всевышний укрепит сердца ваши, уповающие на Него. Будьте опорой друг другу, укрепляйте в сердцах ближних ваших веру в скорый приход избавителя. «Укрепите руки обессилевшие и колени ослабевшие утвердите!» И в этом, братья наши, одно из важнейших оснований веры Израиля. Она такова: совершенно исключено, что не поднимется из потомства царя Шломо муж, который соберет (нас), рассеянных (по всей земле), униженных изгнанников наших, откроет (всем народам и утвердит) истинную веру и сокрушит всех, кто восстает против слова Его, ибо обещал нам Пресвятой, благословен Он: «Вижу его, но не ныне, смотрю на него, но издалека. Взойдет звезда Яакова, и поднимется скипетр от Израиля, и сокрушит пределы Моава, и повергнет всех сынов Шета. И будет Эдом покорен, и Сеир покорится врагам своим; Израиль же исполнится доблести (победоносной)».

Поэтому написал РАМБАМ в 12-й основе веры о приходе Мошиаха, которая является основанием для веры в вечность династии Давида и ее возвращения. И он завершает словами, что «основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков».

Сила обещания и сила веры

Теперь нам понятно, что если бы обещание об Освобождении было бы только наградой евреям за хорошие дела, то тогда это желание Всевышнего могло бы измениться в том случае, если бы евреи согрешили. Но так как основной идеей Освобождения является раскрытие Всевышнего в мире и реализация Его желания в заповедях, как сказано (Йехезкель 36:22): «Не ради вас свершаю (это), дом Израиля, но ради имени святого Моего», то понятно, что это принципиальный вопрос для Всевышнего, который не изменяется и ничем не обусловлен.

Поэтому РАМБАМ пишет, что если человек «не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего, ибо сама Тора свидетельствует о Мошиахе». РАМБАМ разделяет между словами пророков и словами Торы и подчеркивает, что приход Мошиаха связан именно с Торой, так как пророчество не выражает истинное желание Всевышнего, а его желание в соответствии с происходящем в мире и в соответствии с поведением людей. По этой причине РАМБАМ написал о пророке, что «не создать новый закон он приходит, а напомнить слова Торы и предостеречь народ от нарушений ее».

Вывод:

Вера в постоянство избрания Всевышним еврейского народа, нескончаемость династии Давида и вечность Торы являются основой нашей еврейской религии. Эти три вещи связаны между собой и являются следствием вечности самого Всевышнего, будучи Его сущностным желанием, которое не может претерпеть изменений. Вера в эти вещи отличается от веры в слова пророков, при исполнении которых могут произойти изменения.

Во время изгнания может показаться, что Всевышний отменил, не дай Б-г, свой завет с еврейским народом и что у евреев нет собственного существования, своей королевской власти и реального исполнения заповедей Торы. Чтобы этого не произошло, у нас есть вера в приход Мошиаха, после чего раскроется власть Всевышнего над еврейским народом с помощью возвращения династии Давида к ее первоначальному статусу. Тогда мы снова сможем исполнять все заповеди Торы по желанию Творца. На основании этого понятно, что как невозможно изменение в избрании Всевышним еврейского народа и династии Давида, так невозможно изменение желания Всевышнего, выраженного в заповедях Торы, и в отношении прихода Мошиаха.

На основании этого Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах объясняет, почему РАМБАМ подчеркивает, что вера в приход Мошиаха связана не только со словами пророков, но и со всей Торой и Моше-рабейну. Это означает, что в ней не может быть изменений (как в словах Торы). Кроме этого, когда человек слышит слова пророчества, в его сердце есть сомнения, а вера в Тору, основанная на раскрытии Всевышнего на горе Синай, является незыблемой. Поэтому когда вера в приход Мошиаха связана с самой Торой, она обладает огромной силой.

Так как вера в приход Мошиаха выражает вещи, являющиеся основой нашей религии, РАМБАМ определил и установил ее основой иудаизма. И это дополнительный смысл слов РАМБАМа, что отрицающий приход Мошиаха человек «отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего». РАМБАМ хочет подчеркнуть важность и центральную роль веры в приход Мошиаха, являющейся основной идеей и частью веры в саму Тору, а не второстепенной вещью, которая раскрылась в пророчествах.

Опубликовано: 21.11.2017 0
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter