5 Тевета 5782 года, пятый день недели, гл. Ваигаш

Выпрямляющий согбенных

В животном царстве имеются некоторые создания, которые иногда ходят прямо или которые могут быть обучены ходить прямо на задних ногах. Но это необычно и не свойственно четвероногим. Только человек обладает двумя ногами для хождения и двумя руками для работы.

2514 (0)

Молитва:

זוקף כפופים

Текст:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם, זוקף כפופים

Транскрипция:

Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом, зэйкейф кфуфим.

Перевод:

«Благословен Ты, Превечный, Б-же наш, Владыка вселенной, выпрямляющий согбенных».

Чтобы прослушать молитву, нажмите здесь.

Комментирует рабби Нисан Миндел:

Король Давид в Теилиме (145:14; 146:8) славит Б-га словами: «Б-г поддерживает всех падающих и восставляет всех согбенных». Этот стих лежит в основе также вышеприведенного благословения.

Когда мы встаем утром, мы выпрямляемся и начинаем ходить вертикально. И мы благодарим Б-га за «выпрямление согбенных», поскольку все наши движения возможны только благодаря Б-гу, так же, как мы обязаны Ему нашей жизнью вообще.

В то же время мы думаем об этих словах в том смысле, в каком их понимал и писал Король Давид, а именно, что Б-г восставляет всех «согбенных» под любой тяжестью, экономической или душевной, или обремененных заботами и суетой. Ибо Б-г знает бремя каждого человека, и он добр и милостив; Он помогает каждому нести свое бремя, а то это бремя снимает совсем.

Мы думаем также о «согбенных» в том смысле, что они смиренны и покорны Б-гу. Покорность и послушность являются качествами, которые высоко ценятся Б-гом, и Он «восставляет» тех, которые развивают у себя эти качества.

Человеческое существо уникально в том смысле, что человек всегда ходит выпрямившись, в вертикальном положении, характеризующем человека, в отличие от четвероногого животного. В животном царстве имеются некоторые создания, которые иногда ходят прямо или которые могут быть обучены ходить прямо на задних ногах. Но это необычно и не свойственно четвероногим. Только человек обладает двумя ногами для хождения и двумя руками для работы.

Вертикальная форма человеческого организма имеет и более глубокое значение. «Ходить прямо» означает также «хорошо вести себя»; вести себя так, как подобает человеческому существу. Человеческая форма и животная форма (четвероногих) характеризуют с очевидностью коренное различие между природой и целью человеческого существа и таковыми бессловесных животных.

У четвероногих существ голова и хвост, а также различные органы тела, расположенные между головой и хвостом (органы дыхания, сердце, органы пищеварения и т.д.), находятся более или менее на одном и том же уровне. Они все имеют чисто естественные функции, ибо животное — это земное существо, так что даже его голова наклонена к земле и почти не выше хвоста.

У человека же голова является самой высокой частью его тела. Она возносится к небесам, ибо голова — это вместилище интеллекта и Б-жественной души.

Интеллект — это мыслительные способности человека, рождающие думы и идеи. У человека, живущего не по-скотски, мысли и идеи возвышенного порядка; он размышляет о Б-ге; он может различать добро и зло. Свои мысли и идеи он выражает речью. Человека называют «говорящим существом». Он хвалит Б-га, изучает Б-жью Тору и служит Б-гу каждым вдохом и выдохом. Поэтому мы видим, что его дыхательные органы — легкие — расположены у него ниже мозгов, вместилища интеллекта.

Мысли и идеи являются также источником соответствующих чувств и образа поведения человека, которые локализованы в сердце. Поэтому мы и находим, что у человека сердце расположено как раз под легкими и между ними. Органы пищеварения расположены еще ниже, потому что их функции более грубые, общие как человеку, так и животному во всех отношениях.

Таким образом, органы человеческого организма, в противоположность таковым в теле животных, размещены в определенном порядке благодаря вертикальной форме его тела, отличающейся от формы тела животного. Но, когда человек спит и его мысль отдыхает, он лежит на постели горизонтально. В таком положении его голова и ноги, как и другие органы между ними, находятся на одном уровне, как у животного. Ибо, когда человек неактивен, когда он не делает ничего такого, что возвышает его над более низким существом — животным, то он фактически в этот момент то же животное, как своими побуждениями, так и своими целями. Только, когда человек просыпается и соскакивает с постели, готовый скорее служить Создателю, вот тогда он вновь становится человеком, стоящим на своих обеих ногах на земле, а головой достигающим небес. Его человеческая осанка сразу же указывает, что это человек, каков он и есть на самом деле.

Мы, евреи, отмечаем каждое утро это особое свойство человека, вертикальное положение его организма, — на это у нас имеется особое благословение которым мы благодарим Б-га, нашего Создателя, за нашу прямую осанку, символизирующую наше особое положение в плане мироздания. Это напоминает нам необходимость «ходить прямо» не только физически, но также духовно в нашем повседневном поведении, как человеческое существо, а не как животное в форме человека.

Опубликовано: 10.03.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter