СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 9 Тишрея 5783 года, третий день недели, гл. Аазину | 2022-10-04 09:02

Книга «Тания»

Глава №39

7 Нисана

Глава тридцать девятая

И потому ангелы называются также хайот [животные] и бэемот [скот], как сказано: «а морда льва направо... а морда быка слева и т.д», ибо они не обладают свободной волей и страх их и любовь — их естество, как о том сказано в «Раая меэймана», глава «Пинхас». И потому праведники выше их, ибо место, предназначенное для душ праведников, — в мире Брия, а для ангелов — в мире Йецира*.

* Примечание.

И это обычные ангелы. Но есть высшие ангелы, которые в мире Брия, и их служение — через интеллектуальные страх и любовь, как сказано в «Раая Meэйманa», там же, что есть два вида святых хайот — естественные и интеллектуальные, и как о том говорится в книге «Эц хаим».

Это различие между ними связано с тем, что в мире Йецира светят только мидот, эмоциональные атрибуты Эйн Софа, благословен Он, и это — Его любовь, и Его трепет, и Его страх и т. п. И как сказано (в «Тикуней Зоар» и в «Эц хаим»), что шесть сфирот гнездятся в мире Йецира, и посему таково постоянное служение ангелов, днем и ночью они не перестают находиться в состоянии страха и трепета и т. п., а именно весь лагерь Гавриэля, что слева, а служение лагеря Михаэля — любовь и т.д. Но в мире Брия светят мудрость, и постижение, и знание Эйн Софа, благословен Он, а они — источник мидот, и мать, и корень для них, как сказано в «Тикуней Зоар», что Высшая Мать гнездится в трех сфирот и в «троне», и это мир Брия. И потому этот мир — место душ праведников, служащих Всевышнему в страхе и любви, проистекающих от постижения и знания величия Эйн Софа, благословен Он, и эта любовь называется «желанием сердца», как говорилось выше. А из «желания сердца» образуется одеяние для души в мире Брия, и это — верхний Ган Эден, как это будет объяснено далее и как сказано в книге «Зоар», глава «Ваякэль».

8 Нисана

Но сказанное относится именно к нешамот, происходящих от высшего интеллекта Эйн Соф, благословен Он. А категория руах у праведников, а также все» остальные души евреев, которые служили Всевышнему в страхе и любви, скрытых в сердце каждого еврея, поднимаются туда только по субботам и новомесячьям через столб, проходящий от нижнего Ган Эдена к верхнему Ган Эдену, то есть к миру Брия, называемому верхний Ган Эден, ибо в нем наслаждаются Всевышним и получают блаженство от сияния Шхины, ибо нет иного наслаждения и блаженства для сотворенного разума, как лишь в том, что он схватывает, и понимает, и знает, и постигает разумом и пониманием своим то, что он может понять и постичь от света Эйн Софа, благословен Он, через мудрость и понимание Его, благословенного, светящих там, в мире Брия.

И если эти души удостаиваются подняться выше ангелов, хотя они служили только естественными страхом и любовью, то это происходит потому, что с помощью своего страха и любви они покоряли «ситра ахра», облеченную в их тела, как тем, что избегали зла, побеждали свои влечения и ломали их, так и тем, что творили добро, как об этом уже говорилось. Они обладали свободой воли, могли избрать зло, да сохранит Всевышний, но избрали добро для покорения «ситра ахра» и тем самым превознесли Всевышнего и т.п., как свет преобладает и т. п., как говорилось выше.

И все это о месте душ, месте их пребывания, но Тора, ими изученная, и служение включаются непосредственно в десять сфирот, ведь они — категория Божественного, и свет Эйн Соф с ними соединяется абсолютным единством, а именно с десятью сфирот мира Брия через интеллектуальные страх и любовь и с десятью сфирот мира Йецира через естественные страх и любовь, а в них облечены десять сфирот мира Ацилут, соединенные с ними совершенным единством, а десять сфирот мира Ацилут абсолютным единением едины с Эманирующим, Эйн Соф, благословен Он. Но иное души, они не включаются в Божественность десяти сфирот, но находятся в чертогах и отделениях мира Брия или мира Йецира и вкушают блаженство сияния Шхины — света Эйн Соф [— Всевышнего], благословен Он, единого с миром Брия или с миром Йецира, и это — сияние изученной ими Торы и их служение на самом деле (см. «Зоар», глава «Ваякэль», стр. 210б), ибо заповедь самой себе является вознаграждением.

9 Нисана

Мир Ацилут превосходит возможности познавательных способностей и постижения и понимания сотворенного разума, ибо там мудрость, и постижение, и знание Эйн Софа, благословен Он, соединены с Ним абсолютным единством, единством сильным и удивительным, которое намного сильнее и бесконечно превосходит Его единство с миром Брия, ибо туда Он спускается, дабы светить в состоянии сжатия, чтобы могли сотворенные умы принять от них Хабад, и познать, и понять, и постичь некоторый отблеск света Эйн Соф [— Всевышнего], благословен Он, в соответствии с возможностями сотворенных умов, ограниченных и конечных, чтобы они не перестали быть существующими, а тогда они совершенно не принадлежали бы к сотворенным, но возвратились бы к своему источнику и корню, который является полностью Божественной категорией.

Это сжатие делает возможным отражение света, которым светят категории Хабад Эйн Софа, благословен Он, для этих душ в мире Брия. Но в мире Ацилут, где они не столь сжаты, сотворенные умы не могут от них ничего принять, и потому мысль их там не постигает совершенно. И потому он, этот мир, — место великих праведников, служение которых намного превышает даже страх и любовь, происходящие от постижения и знания величия Его, благословенного, превышает в той же мере, в какой мир Ацилут неизмеримо выше постижения и знания сотворенного ума. Их служение было действительной колесницей Эйн Софа, благословен Он, дабы ради Него не иметь собственного существования и включиться в свет Его, благословенного, собою и всем себе принадлежащим через исполнение Торы и заповедей, как сказано: «праотцы — колесница», а именно это означает, что всю жизнь их служение было таковым.

Но тот, чей корень души слишком мал для того, чтобы вместить такое совершенное служение — не существовать и включиться в свет Его, благословенного, постоянным служением, — может так служить Всевышнему только иногда, временами, тогда, когда есть расположение свыше, как во время молитвы «Амида», место которой в мире Ацилут, а особенно в момент преклонений в этой молитве, ибо каждое преклонение — в мире Ацилут (как сказано в книге «Эц хаим», в объяснении молитвы, читаемой при наступлении субботы), ибо эти преклонения выражают отказ от самого себя в свете Его, благословенного, чтобы быть совершенным ничто пред Ним, — место их душ в основном в мире Брия (лишь иногда во время расположения свыше их душа поднимается к миру Ацилут как «женские воды», как известно сведущим в тайной мудрости).

10 Нисана

«Вознаграждение за заповедь есть сама заповедь» — это значит, что по вознаграждению за заповедь мы можем узнать ее сущность и ступень. Мы не занимаемся исследованием тайного, это — область великих праведников, являющихся колесницей, мы обращаемся только к раскрытому нам, к чему каждый человек должен стремиться: твердо знать суть и ступень служения Всевышнему в страхе и любви, ощутимых сердцем и проистекающих от постижения и знания величия Эйн Софа, благословен Он, и место такого служения в десяти сфирот мира Брия. А место служения через естественные страх и любовь в мозгу — в десяти сфирот мира Йецира. Но служение без пробуждения страха и любви, хотя бы ощутимых мозгом, а именно [без того, чтобы] пробуждать естественную любовь, скрытую в сердце, выводить ее из состояния скрытого и из утаения в состояние, ощутимое хотя бы в мозгу и в тайниках сердца, так, что она остается только в скрытом состоянии в сердце по природе своей, как и была до служения, — такое служение остается внизу, в мире разделения, называемом внешней стороной мира, и нет в таком служении силы подняться и включиться в единство Всевышнего, то есть в десять святых сфирот. И как написано в книге «Тикуней Зоар»: «Без страха и любви такое служение не улетает ввысь и не может подняться и предстать пред Всевышним».

11 Нисана

И так происходит, даже если человек служит Всевышнему не ради постороннего мотива, да сохранит Всевышний, но, как сказано: «Их страх предо Мною стал как нечто совершаемое только по привычке», что значит — человек с детства приучен, его отец и учитель учили и приучали его страшиться Всевышнего и служить Ему, и он служит на самом деле не ради самого служения, ибо на самом деле служить невозможно без пробуждения хотя бы естественных страха и любви, без выведения их из скрытого состояния в сердце в ощутимое хотя бы в мозгу и в тайниках сердца. Так же, как человек делает что-либо ради своего друга и исполняет его желание только в том случае, если он его любит или опасается его, точно так же невозможно на самом деле делать что-либо ради Него, благословенного, лишь исполняя Его волю, в довершение не сохраняя в памяти и не пробуждая любовь и страх пред Ним, хотя бы в своем мозгу, и в мысли, и в тайниках сердца. И если есть только любовь, это не называется служением, если она не сопровождается по крайней мере нижним страхом, скрытым в сердце каждого еврея, как объясняется далее.

12 Нисана

Когда же человек служит не ради самого служения на самом деле, а по каким-либо иным мотивам, ради самоудовлетворения например, чтобы стать ученым в Торе и тому подобное, тогда эта мотивация, происходящая от «клипат нога», облекается в его изучение Торы, и Тора временно находится в изгнании в этой «клипе», до тех пор, пока этот человек не совершит покаяние, ибо «[покаяние] приносит в мир исцеление», и с его возвращением ко Всевышнему и Тора его возвратится с ним. И потому сказали наши мудрецы: «Пусть человек всегда [занимается изучением Торы, даже и не ради нее]. Ибо, занимаясь ею не ради нее самой, он, наверное, придет к ней самой», наверное, он в конце концов совершит покаяние в том или другом переселении [души], «ибо не будет отвергнут от Него отверженный». Но если человек изучает Тору так просто, не ради нее и не ради чего-либо иного, тогда не нужно покаяния, но тотчас же, как только он начнет что-нибудь изучать ради самой Торы, то, что он изучал просто так, объединится и присоединится к этому изучению и улетит ввысь, ибо в него [в прежнее изучение] еще не облеклась никакая «клипат нога». И потому «пусть человек всегда и т.д». То же следует сказать и о молитве без сосредоточенности, как о том говорится в книге «Зоар».

Выбор главы (1-53)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter