СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 13:48

1. Введение. Преимущества упования на Б-га

Если Б-г может позаботиться обо всей Вселенной, Он может позаботиться и о вас. Вера — это не то, что может оставаться только в ваших мыслях; скорее, она должна пронизывать всю вашу жизнь. Упование помогает каждому человеку...

06.12.2022 1839 мин.

Во введении к «Вратам упования» автор (р. Бахья ибн Пакуда) обсуждает преимущества, которые приносит человеку наличие упования и доверия к Б-гу («битахон») в Торе и в мирских делах. Всего он перечисляет пять преимуществ для Торы и пять мирских благ.

Об уповании только на Б-га

Автор начинает свое введение к «Вратам упования» с объяснения связи между этими «вратами» и предшествующими («Врата Служения Б-гу»). Он объясняет, что причина такого порядка заключается в том, что доверие к Б-гу имеет первостепенное значение для того, чтобы быть истинным слугой Б-га:

Обсудив ранее обязанность принять служение Б-гу, я счел уместным теперь объяснить, что для человека, желающего быть слугой Б-га, наиболее необходимо полагаться на Него во всех его делах. Поступая так, вы получите большую пользу как в вопросах Торы, так и в мирских делах.

Если человек доверится Б-гу, ему будет легче действовать в соответствии с путями Торы. Ему также будет легче удовлетворять свои материальные потребности.

Из письма Любавичского Ребе Короля Мошиаха («Игрот Кодеш» том 4, стр. 255): «Мы должны знать, что вера и доверие не могут просто оставаться в наших мыслях; скорее, они должны пронизывать всю нашу жизнь. Первый принцип веры состоит в том, что Б-г управляет миром. Если Он сможет позаботиться о миллиардах людей, мы можем быть уверены, что в личных делах мы увидим исполнение обетования, изложенного в стихе (Исайя 46:4): „Я создал тебя и буду нести тебя. Я поддержу и избавлю тебя“».

Если Б-г может позаботиться обо всей Вселенной, Он может позаботиться и о вас

Хотя РАМБАМ не перечисляет упование на Б-га среди 613 заповедей, мы находим множество авторитетов, которые считают это либо частью одной из заповедей, либо самостоятельной заповедью:

1. Рабейну Йона («Врата раскаяния» 3:32) объясняет упование на Б-га как продолжение запрета солдату бояться врага во время боя («Дварим» 20:1): «Когда выступишь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, народ, многочисленнее тебя, то не бойся их». Тора предупреждает, что если человек увидит грозящее ему бедствие, пусть вера в спасение Б-га наполнит его сердце — он должен полагаться на Него.

2. В другом месте рабейну Йона (комментарий к Притчам 3:7) приписывает заповедь упования на Б-га к заповеди страха перед Ним, предполагая, что истинный страх перед Б-гом достигается через полное доверие тому, что исходит от Него. Рабейну Йона также приписывает упование к заповеди веры, предполагая, что доверие к Б-гу является самым полным проявлением веры человека.

3. «Харедим» («Заповеди, зависящие от мысли» п. 21) приводит много мнений, что упование является самостоятельной заповедью в списке 613 заповедей. Он говорит, что полное упование на Б-га — это заповедь, как сказано («Дварим» 18:13): «Непорочен будь с Г-сподом, Б-гом твоим». Далее «Харедим» цитирует РАМБАНа, который также считает вышеупомянутый стих повелевающей заповедью: «Не следует искать будущего у астрологов и т.п. Скорее, мы должны верить, что все от Б-га и что Он может аннулировать все астрологические знаки, если мы приблизимся к Нему». Из этого мы видим, что есть заповедь полностью полагаться на Б-га во всех наших делах.

4. «Мешех Хохма» объясняет заповедь о привязанности к Б-гу как заповедь полагаться на Б-га.

5. «Кинат Софрим» пишет: «Как может ежедневная молитва не быть заповедью из Торы, когда цель молитвы также состоит в том, чтобы каждый день просить Творца восполнить все наши материальные потребности, без которых мы не можем жить? И этой молитвой мы жаждем Его милости, потому что верим, что Он надзирает за всем и дает хлеб всякой плоти».

Вера — это не то, что может оставаться только в ваших мыслях; она должна пронизывать всю вашу жизнь

Автор продолжает объяснять преимущества наших отношений с Б-гом, когда мы искренне доверяем Ему. Приписывая силу доверия всем сферам жизни, автор включает все типы людей — будь то их главное стремление добиться материальных благ или вести благочестивый образ жизни — доверие к Б-гу всегда будет полезным.

Упование помогает каждому человеку, вне зависимости от его стремлений

Упование на Всевышнего также связано с наступающим Освобождением, как Ребе Король Мошиах пишет («Ликутей Сихот» том 18, стр. 319): «Хотя мы находимся еще перед полным Освобождением, но тем не менее нет необходимости полагаться на людей, даже на евреев. Как сказано (Ирмияу 17:5): „Проклят тот, который полагается на человека“ (согласно Талмуду, речь идет о евреях), а нужно полагаться исключительно на Всевышнего, как сказано (17:7): „Благословен человек, который полагается на Г-спода“».

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter