СБП. Дни Мошиаха! 13 Ияра 5784 г., третий день недели Бэар | 2024-05-21 00:01

8. Введение. Преимущество позиции доверия к Б-гу на уровне материального блага

Где бы вы ни жили, у вас есть Божественная миссия: распространять свет Б-га. Поймите свое финансовое испытание. Вы в хороших руках! Б-г решает, сколько вы будете зарабатывать. Б-г может сделать для вас лучший выбор, чем вы сами.

10.01.2023 1005 мин.

До сих пор автор перечислял преимущества упования в Торе. В оставшейся части своего вступления он обсуждает преимущества, которые упование приносит человеку в его материальных занятиях:

Польза упования в материальных делах заключается в следующем:

Без стресса

Каковы эти преимущества? Среди них душевный покой от материальных забот и умиротворение от ноющего духа и его боли, которая бывает от недостижения человеком своих телесных желаний.

Человек, у которого нет упования, никогда не бывает спокоен, потому что всегда чувствует, что ему чего-то не хватает.

Но человек, имеющий упование, спокоен; он чувствует себя в безопасности и умиротворен в этом мире, как написано (Ирмияу 17:7): «Блажен человек, который уповает на Г-спода; Г-сподь будет его опорой». И как сказано в следующем стихе: «И будет он как дерево, посаженное у воды и пускающее корни свои у ручья».

Эти стихи приводятся как доказательство того, что человек, обладающий качеством доверия к Б-гу, спокоен и не боится и не беспокоится, даже когда с ним случается что-то «плохое», потому что он знает, что о нем заботятся.

Дорожные разъезды и связанный с ними стресс: как этого избежать?

Еще одно преимущество упования в его воздействии на человека в его материальных занятиях:

Среди земных благ это то, что наличие упования создает в человеке душевное спокойствие, которое, в свою очередь, отменяет нужду путешествовать на большие расстояния. Превратности долгого пути способны повредить здоровью и ускорить смерть из-за чрезмерного движения и изменения климата.

Автор цитирует стих, подтверждающий мнение о том, что разъезды утомительны и иной раз способны привести к потере силы человека и ускорить его смерть:

Как сказано (Псалмы 102:24): «Он истощил в пути силу мою, сократил дни мои».

Автор рассказывает историю, чтобы доказать свою точку зрения:

И вот, жил-был бедняк. Он отправился в дальнюю страну искать себе пропитания. Во время своих путешествий он встретил идолопоклонника в городе, куда прибыл.

Бедняк заговорил с ним, желая привести его к единобожию. Он сказал идолопоклоннику: «Ты находишься в состоянии крайней слепоты в бессмысленном поклонении звездам!» Идолопоклонник ответил: «А кому ты служишь?» Бедняк ответил: «Я служу Творцу, Который все может, Который поддерживает всех, Единому, Который дает пищу каждому человеку по его потребностям, и нет подобного Ему».

Идолопоклонник сказал: «Твои действия противоречат твоим словам». «Как же так?» — спросил бедняк. Идолопоклонник ответил: «Если бы то, что ты сказал, было правдой, то Б-г обеспечил бы тебя в твоем городе так же, как Он обеспечивал тебя до сих пор, и тебе не нужно было бы утруждать себя приходом в эту далекую страну.

Тогда бедняк вернулся в свою землю, изменил свое поведение и больше никогда не покидал своего города.

Человеку, у которого есть упование, не приходится разъезжать, чтобы обеспечить себя и свою семью, потому что Б-г может обеспечить его в его собственном городе. Минует его и неприятное волнение, и дорожная тряска и качка со всеми вытекающими последствиями для организма.

Рабби Яаков Эмден утверждает, что существуют уважительные причины, которые могут стать причиной невозможности человека найти средства к существованию по месту своего жительства, вынуждая его путешествовать.

Он пишет, что на самом деле это была его собственная ситуация, и что это произошло не из-за отсутствия доверия к Б-гу — скорее, это была воля Б-га, чтобы он путешествовал, чтобы заработать себе на жизнь.

Он продолжает, что это также совет наших мудрецов в Талмуде: человек, который не находит средств в одном городе, должен отправиться в другой («Бава Меция» 75б).

Это путешествие может быть по трем причинам:

1) Человек не достоин найти средства к существованию в своем родном городе и должен мотаться туда-сюда, чтобы обеспечить себя из-за своих грехов, потому что изгнание приносит прощение.

2) Б-г заставляет человека путешествовать, чтобы он не находился среди злых людей своего города.

3) Необходимость путешествовать может быть просто испытанием от Б-га, чтобы увидеть, непоколебима ли его вера, несмотря на эти трудности.

Рабби Эмден отмечает, что многим еврейским мудрецам и даже нашим праотцам приходилось путешествовать, чтобы выжить.

Баал-Шем-Тов учит, что Божественное Провидение ведет человека в определенное место. Он объясняет стих «И ты пойдешь в место, которое Г-сподь, Б-г твой, изберет, чтобы пребывать там имени Своему» («Дварим» 26:2) следующим образом: «Знай, что ты ходишь из одного места в другое, потому что Б-г избрал этот путь, чтобы Его имя пребывало там. Б-г организует, чтобы вы оказались в определенном месте, чтобы распространять свет Б-га именно в этом месте». («Сегодня — день» за 18 Элула).

В заключение рабби Эмден задает простой вопрос: если действительно Б-г устраивает, что человеку нужно путешествовать по делам, то почему этот отшельник не знал, что ответить идолопоклоннику?

Где бы вы ни жили, у вас есть Божественная миссия: распространять свет Б-га

Причина, по которой отшельник вернулся домой, заключался в том, что он осознал, что в путешествии он оказывается рядом с плохими людьми (такими, как этот идолопоклонник). Он даже не ответил идолопоклоннику, потому что не хотел тратить свое время на диалог с ним.

Безвредная занятость

Среди материальных благ есть то, что упование вселяет в человека душевное и телесное спокойствие, возникающее из-за того, что ему не нужно выполнять тяжелую работу или заниматься утомляющими тело занятиями. Он также будет в гармонии из-за способности отказаться от служения правителям и избежать продажности их слуг.

Поймите свое финансовое испытание. Сохраняйте правильный настрой и не позволяйте этому испытанию раздражать вас...

Человек, который уповает на Б-га, выбирает для себя те средства к существованию, которые дают больше покоя его телу, дают ему доброе имя и освобождают его сердце от беспокойства.

Вы в руках Б-га. Вы в хороших руках!

Он также выбирает те занятия, которые более полезны для соблюдения им заповедей Торы. Все это происходит благодаря его твердой вере в то, что причинно-следственный фактор не добавит ему ничего и не заставит его в чем-либо нуждаться, потому что другой фактор определяет его положение — это Всевышний.

При этом человек не чувствует необходимости выбирать напряженную профессию. Вместо этого он выбирает не самую стрессовую сферу, а лучше — такую, которая способствует соблюдению заповедей.

Теперь автор цитирует стих как доказательство того, что человек не становится богатым, как результат разъездов. Скорее, это Б-г делает людей богатыми или бедными.

Некоторые занятия или места не позволяют человеку постоянно молиться с общиной, в то время как другие занятия не позволяют человеку молиться в чистой одежде. Человек веры выберет занятие и место, которые позволят ему выполнить все требования закона.

Любавичский Ребе Король Мошиах пишет: «В ответ на вопрос, следует ли вам вернуться в город, в котором нет десяти евреев для молитвы… Я написал все вышеизложенное, не имея понятия, насколько вы полагаетесь на Всевышнего. Однако, если вы сильны и обладаете простой верой, то когда начнете искать средство для заработка, Всевышний пошлет Вам заработок в таком месте, где есть десять евреев для молитвы… и сможете исполнить все возложенное на Вас в этом отношении» («Игрот Кодеш» том 3, стр. 372).

Б-г решает, сколько вы будете зарабатывать, а не ваша работа; выбери Б-га, а не работу

Как сказано (Псалмы 75:7-8): «Ибо не от востока, не от запада и не от пустыни приходит возвышение. Наоборот, Б-г судит; Он унижает одного и возвышает другого». Точно так же сказано (Псалмы 23:2): «На травяных лугах Он умиротворит меня, к водам тихим водит меня».

Без стресса

К материальным благам относится то, что человек, имеющий упование, воспримет более здоровым образом стрессовую ситуацию, при которой, например, он не может продать свой товар, или если он не в состоянии взыскать причитающийся ему долг, или если он становится физически больным.

Естественно, человек расстроится или даже разозлится, если что-то из этого произойдет. Тем не менее, человек, у которого есть упование, не позволит этим вещам сбить себя с пути.

Человек должен работать и служить Б-гу, как сказано в трактате «Авот» (2:1), что изучение Торы не устоит без практического выполнения ее принципов. Дело только в том, что с верой в Б-га человек смягчает свое раздражение.

Это потому, что он знает, что Творец, да будет Он благословен, исправляет его дела лучше, чем он может, и выбирает то, что хорошо для него, лучше, чем то, что он выбрал бы для себя.

Логика проста: все, что делает Б-г, — во благо, и Б-г действительно знает, что нам во благо.

Б-г может сделать для вас лучший выбор, чем вы сами

Как сказано (Псалмы 61:6): «Только на Б-га уповай, душа моя, ибо от Него надежда моя».

Б-г знает, что лучше для человека, и поэтому надежда человека должна возлагаться только на Б-га.

Всегда счастлив

Сохраняя бодрость духа, когда что-то идет не по плану, человек с упованием может на самом деле радоваться всему, что встречается на его пути:

Среди материальных благ то, что человек, имеющий упование, доволен всем, что бы ни происходило — хотя кое-что из происходящего весьма трудно и противно его природе. Он может быть счастлив в силу своей веры в Б-га, что Он сделает с ним только то, что хорошо для него во всех делах, подобно тому, как заботливая мать делает для своего новорожденного ребенка, когда она моет и пеленает его, даже если это против воли новорожденного.

Точно так же, как мать иногда делает что-то против воли своего ребенка, потому что это на самом деле во благо ребенка, так и Б-г иногда делает с человеком вещи, которые кажутся ему нехорошими и, следовательно, противными его воле, но в конечном счете это в его интересах. Младенец может часто плакать от дискомфорта, когда мать моет и пеленает его, но это, несомненно, в интересах ребенка, поэтому мать будет и далее заботиться о нем.

Даже если жизненный опыт человека мешает ему быть естественно счастливым и требуется мужество, чтобы видеть вещи в хорошем свете, человек, у которого есть упование, остается счастливым.

Мидраш утверждает, что «ничто худое не нисходит с неба» («Берейшит раба» 51:3).

Алтер Ребе пишет, что когда человек глубоко созерцает и (затем) рисует в своем уме, как он возникает из ничего в каждый отдельный момент, он испытывает в каждый момент его существования воздействие Божественной энергией, которая оживляет его, происходя из источника жизни, добра и наслаждения, — так почему он полагает, что он страдает?

Такая мысль возможна только потому, что добро непостижимо. Он воображает, что страдает. На самом же деле «никакое зло не нисходит свыше», и все хорошо. В данном случае оно не постигается (как таковое) из-за своей безмерной и обильной благости на непостижимом для человека уровне.

В этом суть веры, для которой был создан человек, — верить, что «нет места без Б-га» и «в свете лика Короля есть жизнь».

Соответственно, сила и радость на Его месте, потому что Он всегда приносит только благо. Поэтому, прежде всего, человек должен быть счастлив и радостен в любое время, несмотря на неизбежные перемены в жизни, и действительно жить этой верой в Б-га, Который оживляет его ежеминутно.

Размышление о счастье: если Б-г воссоздает вас каждое мгновение и Б-г творит только добро, тогда все в вашей жизни хорошо

Любавичский Ребе Король Мошиах пишет: «Представьте себе человека (незнакомого с достижениями медицины), который входит в операционную и наблюдает за человеком, лежащим на операционном столе. Вокруг этого больного люди держат ножи и режут его, в то время как он стонет от боли. Не зная полностью историю того человека, которого оперируют, этот случайный наблюдатель выбежал бы с криками, что поймали человека и режут его, а он стонет от боли и не может освободиться от грабителей и убийц. Но если этому случайному наблюдателю объяснить, что операция необходима, чтобы человек смог прожить еще десятки лет, и поэтому не принимается во внимание та кратковременная боль, которую оперируемому приходится испытать, он согласится с тем, что люди с ножами не только не являются мучителями и убийцами, но наоборот — они приносят огромную пользу пациенту. Из этого мы понимаем, что человек может испытывать настоящую боль. Но и при этом он сознает Божественную руку личного Провидения…» («Игрот Кодеш» том 13, стр. 170).

В другом письме Ребе пишет: «Довольно часто человек на самом деле не знает, что в его интересах. И даже когда человек приходит к выводу, что он знает со стопроцентной уверенностью, что вещь для него хороша, он все равно никак не может знать причин, по которым ему в настоящее время не предоставлены эти вещи.

По аналогии с куплей-продажей: к примеру, опытный продавец не покупает товар в неподходящее время, даже когда от этого у него будет прибыль, если он видит, что через какое-то время у него будет намного большая прибыль, то это же самое относится к благу, которое оказывает Всевышний. Если Он задерживает его, то это скорее всего оттого, что через какое-то время благо будет в намного большей степени» (там же, стр. 249).

Наблюдайте за миром с точки зрения Б-га

Как сказал Давид (Псалмы 131:2): «Если не смирял я и не успокаивал души моей, как младенца, отнятого от груди матери… Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди».

Хотя у Давида было много бед, он оставался спокойным, словно младенец у груди своей матери — он верил, что все, что Б-г делает с ним, идет ему на пользу.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter