СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 12 Швата 5783 года, шестой день недели, гл. Бешалах | ГОД СОБРАНИЯ | 2023-02-03 05:40

1. Термин «доверие к Б-гу», «качество» упования

Когда человек встречает на своем пути помехи и преграды в отношении соблюдения заповедей Торы, он должен знать, что их преодоление зависит от него самого, от его поведения.

305 (0)
1. Термин «доверие к Б-гу», «качество» упования
1. Термин «доверие к Б-гу», «качество» упования

В этой главе автор дает суть принципа «Уповай на Всевышнего», а также основной фактор, вызывающий у человека это чувство.

Сущность упования заключается в душевном спокойствии человека, когда он полагается на того, которому доверяет. Он также знает, что ему будет хорошо, а тот, на кого он уповает, будет делать все в соответствии со своими способностями и знаниями, чтобы воплотить в жизнь это благо.

Упование — это душевное спокойствие, которое человек имеет благодаря доверию, которое он возложил на другого. Однако для этого нужно быть полностью уверенным, что все будет хорошо.

Автор описывает природу «упования», описывая концепцию доверия между двумя людьми, т.е. его основу составляет уверенность в том, что другой человек будет действовать в наших интересах. Это природа доверия к Б-гу, потому что только Б-г действительно заботится о наилучших интересах человека, и Он, в конечном счете, способен вызвать любой результат, который Он считает нужным.

Концепция упования — это, по сути, полная и преданная вера человека в то, что тот, кому он доверяет, исходит из его наилучших интересов. Когда мы доверяем другу, то чем крепче дружба, тем больше мы чувствуем, что он заботится о наших интересах. Чем больше мы чувствуем, что он заботится о наших интересах, тем больше мы уверены, что он не только не причинит вреда, но и сделает все, что в его силах, чтобы нам было хорошо.

Все это верно, когда дело доходит до упования на Всевышнего — мы должны полностью развить чувство уверенности и доверия, что Б-г сделает для нас добро.

В этом ключе «Зоар» объясняет стих «Надейся на Б-га навеки, ибо в Б-ге есть вечная сила» (Йешаяу 26:4). Все человечество должно полагаться на Б-га и возложить все надежды на Него. Чем больше энергии, преданности и силы человек вкладывает в свое упование на Б-га и развивает чувство, что Он наша единственная надежда, тем больше это вызовет ответный ответ Б-га на помощь.

Полное доверие показывает, что у вас есть уверенность в способности Б-га помочь вам. Теперь, когда Б-г — ваша единственная надежда, у Него есть взаимное чувство обеспечения наилучшего результата.

Но главное, что человек уверен, что 1) тот, на которого он полагается, доведет до конца то, что он сказал, и сделает то, что обещал сделать, и 2) тот, которому он доверяет, собирается сделать ему добро без всяких оговорок.

Это необходимо, потому что в противном случае человек всегда будет беспокоиться о том, что он недостоин доброты того, на кого он возлагает свои надежды, что заставит его перестать доверять ему.

Автор подразумевает здесь, что даже если человек не заслуживает добра, Б-г все равно дарует добро тому, у кого есть упование.

При этом, однако, возникает вопрос: как может человек быть так уверен, что получит добро независимо от его достоинств? Может быть, он недостоин добра, и поэтому Б-г не осыпет его добром?

МААРАЛ объясняет это, цитируя Талмуд («Менахот» 29б), в котором разъясняется стих: «Надейся на Б-га навеки, ибо в Б-ге вечная сила» (Йешаяу 26:4) — доверься Б-гу, Б-г будет его прибежищем в этом мире и в мире грядущем. Он объясняет, что в отношении веры в Б-га в стихе говорится: «Доверяй Б-гу всегда», потому что даже если человек не заслуживает благоприятного исхода, он все равно должен верить в то, что это будет хорошо, и что таким образом Б-г будет его убежищем, и он будет одарен благом.

МААРАЛ продолжает интерпретировать стих, используя его для объяснения того, как и почему работает упавание: «Ибо в Б-ге, Г-споде, есть вечная сила». Талмуд (там же) объясняет, что буквы Имени Б-га, использованное в этом стихе — это буквы имени Б-га, посредством которых были созданы этот мир и мир грядущий; следовательно, Б-г контролирует оба этих мира. Когда человек верит в Б-га, что Он будет его прибежищем, он достигает связи с Б-гом на том уровне, где Он контролирует (и окружает) все миры, и Б-г дарует человеку блага из высшего мира.

Мы можем объяснить силу упования, позаимствовав знаменитые слова Цемах-Цедека человеку, который просил благословение для тяжелобольного человека: «Думай позитивно, и будет хорошо».

Это не просто вера в то, что Б-г может творить добро, или принятие желаемого за действительное, что Б-г творит добро, или мысль, что он заслуживает добра. Скорее, когда человек уповает исключительно на Б-га, т.е. это становится служением, когда он прилагает усилия, чтобы прожить свою жизнь без беспокойства или страха, и живет со знанием того, что Б-г одарит его явленным добром, а затем Б-г отплатит за это доверие, исполнив его желания в явленном благе.

Алтер Ребе объясняет, как работает принцип упования для достижения положительного результата, основывая свое объяснение на двух принципах: 1) Б-г есть сущность добра, и 2) тот, кто добр, делает только добро. Хотя верно, что все происходящее благо, благословения Всевышнего могут выражаться в высших, «скрытых» мирах. Эти духовные миры содержат только бесконечные благословения, но они не обязательно превращаются в явленное добро в нашем материальном мире. Наш ограниченный, «раскрытый» мир, содержащий в себе отрицательные элементы, не может вместить все то, что по сути хорошо, так, чтобы оно выглядело как добро. Когда мы верим, что все это действительно хорошо, мы создаем совместимость между бесконечным миром только добра и материальным миром, в котором мы живем. Следовательно, воображаемое зло этого мира становится явленным добром в этом мире, параллельно высшим мирам (послание №11).

В заключение: мы верим не только в то, что Б-г добр, или что все, что Б-г делает, делается во благо (вера), потому что может возникнуть ситуация, когда мы не увидим добра — добро может оставаться скрытым. Это не дает «душевного спокойствия верующему», и уж тем более не заслуживающему. Указание «думай позитивно, и будет хорошо» говорит нам, что если мы сделаем Б-га нашим единственным средством достижения благословений (упование) и разовьем эти чувства до точки полной уверенности в Б-ге, что Он, на самом деле, исполните наши желания, тогда Б-г обязательно исполнит их (см. «Ликутей Сихот» том 36, стр. 3).

Если вы осознаете, что Б-г — ваше единственное средство для достижения результатов, и вы разовьете это чувство до уровня полной уверенности в том, что Б-г действительно исполнит ваше желание определенного результата, тогда Б-г обязательно предоставит это.

Когда человек встречает на своем пути помехи и преграды в отношении соблюдения заповедей Торы, он должен знать, что их преодоление зависит от него самого, от его поведения. Если у него есть полная уверенность во Всевышнем, что Он обязательно поможет, вплоть до того, что человек находится в полнейшем спокойствии, то так и произойдет на деле — все преграды и препятствия исчезнут.

Опубликовано: 22.01.2023 Комментарии: 0
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter