СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 00:10

2.1. Семь качеств доверия

В первой части этой главы автор перечисляет семь качеств, которыми должен обладать человек, на которого полагаются, чтобы полностью завоевать доверие других людей.

30.01.2023 920 мин.

В первой части этой главы автор перечисляет семь качеств, которыми должен обладать человек, на которого полагаются, чтобы полностью завоевать доверие других людей. Во второй части главы автор цитирует отрывки из Торы для подтверждения идеи, что только Б-г обладает всеми этими семью качествами. Поэтому он делает вывод, что имеет смысл полагаться только на Б-га, а не на кого-либо другого.

Автор начинает эту главу с перечисления семи качеств:

Существует семь факторов, позволяющих человеку доверять своему другу:

1) Тот должен показать, что он действительно заботится о своем товарище:

Первый фактор: друг должен обладать такими чертами характера, как сострадание, сопереживание и любовь.

Зная, что друг испытывает к нему сострадание и сочувствие, человек будет доверять ему и обретать душевный покой благодаря тому, что он будет полагаться на него во всех вопросах, которыми он побеспокоит друга.

Человек, который знает, что друг действительно заботится о нем, будет уверен, что тот выполнит его любую просьбу.

2) Однако одного сострадания недостаточно, чтобы вызвать доверие к человеку. Хотя тот может постоянно заботиться о своем товарище, не исключено, что тот не обратит на это внимания. Кроме того, человек может вести себя пассивно, когда дело доходит до реальной помощи своему товарищу. Поэтому человек должен знать, что его друг никогда не будет игнорировать его или проявлять небрежность:

Второй фактор: человек знает, что помимо любви друга к нему, он не будет игнорировать его и не станет небрежным в исполнении его желаний. Человек знает, что его друг решил исполнить его желание, и приложит к этому все усилия.

Ибо, если все вышеперечисленное неясно, он не сможет полностью доверять своему другу. Только когда друг, которому он доверяет, обладает обоими этими качествами — большим состраданием к нему и внимательностью ко всем его делам — он сможет положиться на него без всякого сомнения.

3) Однако, даже если он знает, что у друга могут быть самые лучшие намерения позаботиться о нем, у того может не быть способа сделать это. Поэтому необходимо, чтобы — кроме двух вышеперечисленных качеств — последний обладал еще и способностью заботиться о нем:

Третий фактор: человек, которому доверяют, должен быть сильным, чтобы ему не мешали другие, пытающиеся противостоять ему в любом вопросе, который он хочет решить. Ничто не помешает ему выполнить просьбу того, кто на него уповает.

Ибо если он слаб, то доверие к нему не может быть полным, несмотря на его ясное сострадание и внимательность. Во многих ситуациях ему будет не хватать средств для удовлетворения желаний доверившегося ему человека. Только когда все три вышеперечисленных качества сочетаются и присутствуют в друге, человеку будет уместно доверять ему.

4) Однако, даже если человек заботлив, усерден и проявляет способность преодолевать любые препятствия, он не всегда может знать, что отвечает интересам его друга. Поэтому необходимо, чтобы, помимо трех вышеперечисленных качеств, он также знал его нужды.

Фактор четвертый: тот, кому доверяют, знает, что принесет истинную пользу тому, кто на него надеется, и то, что является благом для уповающего, будет очевидным даже в неоднозначных ситуациях. Пример следует далее.

Он не только знает, что хорошо, но и может знать последствия своих решений. Например, король может подумать о повышении доверенного лица до командира своей армии, но такой шаг может увеличить вероятность того, что последний попадет в плен к врагу.

Человек полностью уверен и доверяет другу, который владеет ситуацией и полностью осознает последствия всех решений, принимаемых от его имени.

Ибо, если друг не знает всего этого, то у уповающего на него не хватит душевного спокойствия, чтобы положиться на него. Только когда эти четыре качества соединятся в друге, которому доверяют, — знание того, что пойдет на пользу его нуждам, способность помочь ему, деятельная внимательность и сострадание, — доверие к другу несомненно укрепится.

5) Далее автор продолжает, говоря, что, помимо всех вышеперечисленных качеств, человек должен находиться под исключительной заботой того, кому он доверяет во всех своих нуждах. Поскольку этот человек всегда заботился о нем, он будет доверять этому человеку и дальше.

Пятый фактор: тот, на которого уповают — единственный, кто заботился о нем с самого начала существования последнего через его развитие: когда он был в утробе матери, в дни его младенчества, в детстве, юности и зрелости, в старости и до конца дней.

Когда все это станет ясно человеку, это, несомненно, приведет к тому, что он сосредоточит свой разум на своем друге и будет полагаться на него благодаря тому добру, которое друг сделал ему в прошлом, и в результате благ, которые человек получает от него ежеминутно. Все это непременно ведет к укреплению доверия к другу.

6) Но этого недостаточно, потому что даже если о человеке до сих пор заботился кто-то другой, возможно, он может вмешаться и причинить ему вред. В нашей же аналогии этот друг — единственный, кто вообще способен как-то повлиять, к добру или как-то еще, ему можно полностью доверять.

Шестой фактор: человек, которому доверяют, полностью находится в руках того, кому он доверяет; никто другой не в состоянии причинить ему вред, помочь ему, сделать ему добро или защитить его от зла, подобно тому, как связанный и заключенный в темницу слуга полностью находится под властью своего господина, и никто другой не может сделать ничего ему — ни хорошего, ни дурного.

Довериться такому человеку тем более естественно, ведь он является покровителем, он вызывает доверие и достоин его.

7) Наконец, автор говорит, что друг, которому доверяют, должен быть известен как щедрый и добрый как по отношению к тем, кто этого заслуживает, так и к тем, кто этого не делает. Ибо если этого качества нет в этом друге, человек может перестать доверять ему, думая, что он недостоин доброты своего друга:

Седьмой фактор: Тот, кому доверяют, чрезвычайно щедр и добр как к тем, кто заслуживает его доброты, так и к тем, кто этого не заслуживает. Кроме того, его щедрость должна быть постоянной, а доброта — непрерывной и бесконечной.

Этим заявлением о том, что доверие принесет положительные результаты даже для недостаточно заслуживающего человека, автор показывает различие между верой («эмуна») и доверием («битахон»). Человек, который верит, что Б-г управляет миром, не обязательно ожидает хорошего исхода, потому что он беспокоится о своем духовном положении и сомневается, заслуживает ли он Божественного благословения. Однако у обладающего доверием человека таких сомнений нет; у него есть простая, неподдельная вера в то, что его просьбы будут выполнены.

Б-г не просто помогает тебе в трудные времена. Б-г предотвращает трудности на вашем пути.

Тот, кто обладает всеми этими качествами, в дополнение к тому, что было упомянуто заранее (во введении и в главе 1), соответствует всем критериям, необходимым для завоевания доверия человека. Это, конечно, приводит к доверию и к душевному спокойствию вследствие его упования на него, ибо и умом и сердцем будет он спокоен, как на людях, так и наедине с самим собой, и не будет знать тревоги за себя ни в плане телесных и других потребностей — в своих действиях — и он отдаст себя доверенному лицу, примет его указы и будет судить о нем положительно во всех его суждениях и действия, считая, что даже то, что кажется плохим, на самом деле хорошо.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter