СБП. Дни Мошиаха! 16 Ияра 5784 г., шестой день недели Бэар | 2024-05-24 00:57

3.2. Б-г являет пример качеств, укрепляющих доверие

Хотя иногда мы видим новые, странные и неожиданные вещи, они также были предопределены Б-гом с начала времен.

13.03.2023 819 мин.

Первое введение: человек должен верить и ясно осознавать, что Б-г обладает всеми семью качествами, которые позволяют человеку доверять Ему. Я уже упоминал о них в предыдущей главе и комментировал их, цитируя доступные мне отрывки из Торы, в которых говорится, что Б-г обладает этими качествами.

Человек «верит» из-за того, что сказано в Торе, а «осознает» благодаря рациональному мышлению. В предыдущей главе были приведены цитаты, а сейчас автор подходит к этим принципам с логической точки зрения.

Хасидизм учит, что постижение Б-га человеком может происходить двумя способами — верой («эмуна») и рациональным постижением («сехель»), причем каждый метод отличается от другого.

Высшим качеством рационального понимания является его резонанс — человек мысленно обрабатывает его и относится к нему на личностном уровне. Недостатком рационального понимания является его ограниченность человеческим интеллектом, который не хочет и не всегда может обрабатывать бесконечную истину Б-га. Высшее качество веры заключается в нашей связи с глубочайшими истинами Б-га, даже если мы не можем их понять. Это просто врожденное, неоспоримое убеждение. Недостатком одной только веры является ее неспособность постоянно диктовать наши действия, поскольку мы не полностью понимаем ее, она остается скрытой верой, которая не обязательно проявляется как реальное действие.

Философия ХАБАДа подчеркивает важность обоих этих методов: чем больше мы понимаем Б-га и относимся к Нему на интимном уровне, тем больше мы можем укрепить нашу веру, позволяя нам соединиться с Ним — через веру — на самых высоких уровнях Его существования (см. «Ликутей Сихот» том 27, стр. 251).

Вера в Б-га не порождает автоматически доверия к Нему, потому что вера может быть отстраненной, не имеющей отношения к тому, что мы чувствуем или действуем. С другой стороны, доверие означает, что мы отдаем все наши заботы в руки Б-га.

Разницу можно понять в свете утверждения наших мудрецов («Брахот» 63а): «Вор у входа в подкоп взывает к Б-гу!» Действительно, он молит Б-га о помощи, имея «веру» в то, что Он Всемогущий, но тот факт, что он прибегает к воровству, доказывает, что он не доверяет Б-гу в своей личной жизни (см. «Ликутей Сихот» том 26, стр. 96).

Теперь автор рассмотрит семь качеств. [Следует отметить, что в этой главе они перечислены не в том же порядке, как в предыдущей главе].

Первое качество: Творец, да будет Он благословен, больше сострадает человеку, чем любое другое существо.

На самом деле, любое сострадание и милость, которые человек получает от кого-либо, в конечном итоге исходят из сострадания и милости Б-га, потому что Он — Тот, Кто пробуждает милость и сострадание в сердце другого человека по отношению к нему.

Как сказано в стихе («Дварим» 13:18): «И явит милосердие, и помилует вас, и умножит вас».

Простое объяснение слов «Он явит милосердие» состоит в том, что Б-г будет сострадателен к вам. Однако, согласно этому объяснению, следующие слова в стихе «и помилует вас» были бы лишними. Поэтому автор объясняет, что первая половина стиха означает, что Б-г дарует еврейскому народу способность сострадать другим. Согласно этому пониманию, этот стих служит доказательством того, что даже когда один человек проявляет сострадание к другому, это результат того, что Б-г помещает это чувство в сердце человека, который проявляет сострадание.

Второе качество: Человек должен верить, что пути, приносящие пользу человеку, не сокрыты от Творца, да будет Он возвышен.

Это четвертое качество, упомянутое в предыдущей главе. На самом деле, логика подсказывает, что только Б-г знает, что лучше для человека.

Это диктует логика, потому что человек — дело рук Б-га, и нет никого, кто лучше знает, что полезно или вредно для того, что было создано, а также какие беды могут захватить его, способы, которыми он заболевает так же, как и излечивается, чем Создатель.

Если этот принцип — Творец лучше всех знает, что хорошо для творения — применим даже к человеку, который что-то создает, тем более он должен применяться к Б-гу, истинному Творцу всего сущего:

Если мы обнаружим, что это верно в отношении вещей, созданных людьми, которые на самом деле не создают ничего нового своими действиями, кроме внешней формы исходного материала, и у которых нет навыков или силы для создания самого исходного материала, то тем более это должно быть верно в отношении Б-га, Который создает сам материал, из которого сделан человек, а также его форму, его состав и упорядоченное единство тела и души, а также взаимодействие между различными частями тела. Отсюда следует, что Он, безусловно, Мудрый, Который знает, что принесет пользу человеку, а что ему во вред, и что хорошо для него — как в этом мире, так и в мире грядущем.

Для доказательства этого автор цитирует два стиха.

Как написано (Йешайа 48:17): Я Г-сподь, Б-г твой, Который учит тебя для пользы, Который ведет тебя по тому пути, по которому тебе следует идти». И как сказано (Мишлей 3:12): «Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит (к тому), как отец к сыну».

Второй стих цитируется как поддержка концепции о том, что даже кажущиеся плохими вещи в конечном итоге идут нам на пользу. Поскольку Б-г любит нас, Ему иногда нужно упрекать нас.

Третье качество: Творец, да будет Он благословен, сильнее любого другого существа, Его слово более безусловно, чем слова любого другого человека, и никто не может отменить Его решения.

Для доказательства этого автор цитирует два стиха.

Как сказано (Псалмы 134:6): «Все, что пожелал Г-сподь, Он сделал». И как сказано (Йешайа 55:11): «Таково будет слово Мое, которое исходит из уст Моих, — не возвратится оно ко Мне пустым, ибо сделает то, чего желал Я, и преуспеет в том, для чего Я послал его».

Первый стих цитируется, чтобы показать, что Б-г имеет власть сделать все, что Он решит, в то время как второй стих цитируется, чтобы показать, что когда Б-г что-то решает, это не может быть отвергнуто.

Четвертое качество: Б-г наблюдает за управлением всеми людьми. Он не оставляет их; скорее, Он помогает им во всех их нуждах. Он не игнорирует их, когда они находятся в трудной ситуации, и ни одно из их дел не сокрыто от Него, будь то маленькое или большое, и Его участие в одном деле не заставляет Его забыть о другом деле.

Еврейская философия представляет множество толкований Божественного Промысла. Некоторые мудрецы утверждают, что у Б-га есть «общее провидение» над творением, в то время как другие объясняют, что у Б-га есть особое провидение над каждым человеком.

Согласно Баал-Шем-Тову, Божественное Провидение касается не только 1) человека, но и каждого отдельного творения, даже неодушевленных предметов, растений и животных; 2) в общем смысле (т.е. выживания вида), но каждому отдельному объекту; 3) об общей жизни объекта; скорее, это для каждой детали любого человека или объекта. На самом деле каждое отдельное движение отдельного сотворенного существа имеет связь с намерением творения в целом, и даже незначительное движение одной травинки исполняет Божественный замысел творения в целом.

Далее Баал-Шем-Тов объясняет, что это Провидение является жизненной энергией сотворенного существа и поддерживает его существование. Поскольку Б-г воссоздает все заново в каждый момент, Он должен быть глубоко осведомлен; фактически Он творит все, что происходит с человеком (см. «Ликутей Сихот» том 8, стр. 277).

Человек должен задуматься: если движение травинки побуждается Божественным Промыслом и исполняет замысел творения, то тем более о человеческом роде вообще и о еврейском народе — близком Ему народе — в частности (см. «Сегодня — день» за 28 Хешвана).

Для доказательства этого автор цитирует два стиха.

Как написано (Йешайа 40:27): «Для чего говоришь ты, Яаков, и изрекаешь, Израиль: Сокрыт путь мой от Г-спода, и суд мой ускользает от Б-га моего»?

В этом стихе пророк упрекает еврейский народ в том, что он жалуется на то, что Б-г не наблюдает за ним и не вершит правосудие над его врагами.

В следующем стихе Б-г отвечает: (там же, 28): «Разве не знаешь ты, разве не слышал ты? Б-г есть вечный Г-сподь, сотворивший концы земли, не утомляется Он и не устает; нет постижения Его понимания».

Поскольку Б-г — Творец концов земли, Он, безусловно, знает все, что происходит с Его творениями. Слова, которые Он не утомляет и не утомляет, приводятся в подтверждение того, что Его участие в одном деле не заставляет Его забыть о другом.

Пятое качество: Ни одно творение не в силах помочь себе или навредить себе, или помочь или навредить другому человеку без дозволения Творца, да будет Он благословен.

Мидраш объясняет стих «Б-г — моя доля» (Эйха 3:24). С чем это можно сравнить? С королем, въезжающему в страну в сопровождении герцога, министра и губернатора. Деревенские жители, сидящие на площади, болтают между собой. «Я выберу герцога своим покровителем», — сказал один из них. «Я выберу министра своим покровителем», — сказал другой. «Я выберу губернатора своим покровителем», — сказал еще один. Однако среди них был один умный человек, который сказал: «Я выберу короля! Все остальные подлежат замене, а король — нет». Так и среди народов мира одни служат солнцу, другие — луне, третьи — дереву и камню. Однако еврей не служит никому, кроме одного Б-га, и в этом смысл стиха «Б-г — моя доля».

Далее это можно понять следующим образом: те, кто поклоняется солнцу и луне, не думают, что любой из них может оказывать влияние независимо друг от друга; скорее, влияние, которое они оказывают, как это подразумевается в стихе «И дарами урожая солнечного, и дарами производимого месяцем» («Дварим» 33:14), исходит полностью от Б-га, Который передает влияние через них. Тем не менее, эти люди заблуждаются, полагая, что эти посредники имеют какое-то влияние на влияние, которое Б-г передает через них.

В чем мудрость умного человека, который сказал: «Я выберу короля»? Он выявил истину — что все посредники, через которые нисходит влияние, подобны «топору в руке дровосека» — и что все исходит от Б-га. Поэтому нет смысла утверждать: «Вино действительно принадлежит хозяину, но официант заслуживает благодарности за то, что он его подает» (см. «Бава Кама» 92б).

Хотя существует множество естественных средств, с помощью которых Б-г обеспечивает Свой народ, все они взаимозаменяемы. Только Б-г, источник всего добра, использует эти «сосуды», чтобы воздействовать на нас Своим изобилием добра, и Он постоянен.

Ибо, когда у слуги более одного господина, и каждый из них может ему помочь, нет смысла для слуги полагаться только на одного из своих господ, потому что он ожидает помощи от каждого из них. Если же действительно один из них, вследствие своего величия, более других способен помочь ему, то и опора слуги на этого господина будет сильнее, в соответствии с его способностью ему помочь, несмотря на то, что он полагается и на других господ.

На следующем примере слуги со многими господами автор выражает уникальное качество доверия как полное доверие одному Б-гу и не думает, что есть другой вариант. Этой аналогией со слугой автор улавливает и сущность упования. Заключенный слуга не просто выбирает доверять своему хозяину. Скорее, он осознает, что то, что с ним произойдет, зависит исключительно от желаний его господина, и «никто другой не может причинить ему вред или помочь ему». Человек с упованием определил свои отношения с Б-гом как слуга, признавая, что он ничего не контролирует, а Б-г контролирует все. Он полностью верит, что Б-г позаботится о нем и что никакое другое существо не сможет причинить ему вред или даже помочь ему. У такого человека нет забот, потому что он полностью и безоговорочно находится в руках Б-га.

Давид говорит: «Возложи свое бремя на Б-га, и Он поддержит тебя» (Псалмы 55:23). Это можно интерпретировать так, что вы живете без забот и тягот, потому что они возложены на Б-га, и тогда Он поддержит вас. Другими словами: сама вера в то, что все ваши бремена не ваши, потому что Б-г заботится о вас, приведет к вашему спасению (см. «Ликутей Сихот» том 36, стр. 4-5).

Если только один из них способен помочь ему или причинить ему вред, он будет вынужден полагаться только на него одного, потому что не ожидает помощи от кого-либо, кроме него.

Так же, когда человек чувствует, что никакое творение не может ни помочь ему, ни навредить ему без дозволения Творца, да будет Он благословен, это приведет к тому, что он перестанет бояться других людей, причиняющих ему вред, и перестанет полагаться на них. помочь ему. Вместо этого он будет полагаться исключительно на Творца, как сказано (Псалмы 146:3): «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, который не может помочь».

Даже когда человеку помогает кто-то другой, этот помощник — всего лишь посланник Б-га, Который устроил так, чтобы именно он помог нуждающемуся. Вот что имеет в виду стих, когда говорит, кто не имеет спасения — спасение приписывается не ему, а Б-гу.

Чтобы упование было сильным, человек должен осознать, что никто, кроме Б-га, не имеет над ним никакой власти.

Шестое качество: Признайте великую доброту, которую Б-г дарует людям, и то, как Он начал быть таким добрым в начале формирования человека в утробе его матери, не будучи того заслуживающим, и без того, чтобы Б-г нуждался в нем. Скорее, Он делает это из-за Своей щедрости, благости и доброты, как объяснено во «Вратах испытания», которые находятся в этой книге. И как сказал Давид (Псалмы 40:6): «Многое сотворил Ты, Б-г, Всесильный мой: чудеса и мысли Твои по отношению к нам — не имеют сравнения с Тобою! Рассказывал бы я и говорил, но они превышают возможное рассказать».

Этот стих цитируется здесь как доказательство того, что все действия Б-га совершаются «для нас» — исключительно для нашего блага — как сказано выше.

В то время, когда человек находится в утробе матери, он еще не выполнил ни одной заповеди, за которую он был бы достоин награды.

Седьмое качество: Человеку должно быть ясно, что все сущее в этом мире, как существенное — относящееся к самим существам и предметам, сотворенным, так и случайное — относящееся к события, происходящие с этими предметами и существами, имеют четкий и определенный предел, и невозможно ни прибавлять, ни отнимать от предела, установленного Б-гом, да будет Он благословен. Человек не может изменить количество, качество, время или место объекта; он не может увеличить то, что было определено быть немногочисленным, и не может он уменьшить то, что было определено быть много. Точно так же человек не сможет отсрочить то, что было определено как раннее, и он не сможет ускорить то, что было определено как отложенное.

Невозможно ни добавить, ни вычесть предел, установленный Б-гом, да будет Он благословен. Приведем пример: за день до того, как лодка должна была отправиться в плавание, ее капитан был ложно обвинен правителем, что задержало плавание. В этот период пираты сеяли хаос в море, так что, когда лодка наконец вышла в путь, команда, опасаясь террора, пошла другим путем. Этот новый маршрут привел к тому, что лодка врезалась в скалы. Все пассажиры утонули, а море вынесло на берег ящик, наполненный сокровищами. В то же время правитель другого города ложно обвинил праведника в проступке, заставив последнего бежать на берег моря. В этот самый момент ящик с сокровищами выплыл на берег. Праведник взял его и, следовательно, смог содержать себя до конца своей жизни. Первопричиной существования праведника было ложное обвинение первого правителя: если бы капитан отплыл раньше, до того, как пираты начали свой террор, он не пошел бы опасным запасным путем, из-за которого корабль потерпел крушение. Второй причиной было то, что именно в это время пираты сеяли хаос. Третья причина заключалась в том, что ящик мог уплыть, так как он находился на лодке. Четвертая причина заключалась в том, что морское течение подталкивало лодку к этому конкретному берегу. Пятой причиной было обвинение правителя в то самое время против праведника. Шестой причиной было решение праведника бежать. Седьмой причиной было его решение бежать именно в это время к тому самому месту (т.е. к берегу). Вот, ничего из этого не произошло случайно; скорее, Б-г в Своей мудрости скоординировал, чтобы все произошло в свое время и в своем месте. Мало того, что потопление экипажа и вспыхнувший ужас на море произошли по Божественному указу, но одновременная координация также была осуществлена благодаря мудрости Б-га, чтобы исполнить Его волю и указ. Пойми это, ибо это глубоко. И это замысел автора.

Человек не может контролировать, как долго он будет жить, сколько денег он заработает или когда что-то произойдет. Все в руках Б-га. Хотя часто кажется, что человек имеет влияние на то, что произойдет, на самом деле это не так, как продолжает автор.

То, что происходит таким образом, было предопределено Творцом с самого начала творения.

Хотя иногда мы видим новые, странные и неожиданные вещи, они также были предопределены Б-гом с начала времен.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter