Все предыдущие постановления Б-га, которые были в предвидении Творца, были установлены таким образом, что они имеют непосредственные причины для своего возникновения, а эти причины имеют предшествующие причины.
Однако тот, кто не размышляет о том, как устроен мир, увидев изменение в реальности, подумает, что это новая «причина», которая вызывает изменение реальности и превращение их из одной материи в другую.
По правде говоря, эта причина слишком слаба и незначительна, чтобы быть причиной изменения или трансформации. Это можно проиллюстрировать тем фактом, что одно пшеничное зерно дает триста колосьев, а в каждом колосе есть тридцать зерен, поэтому одно зерно является причиной производства десяти тысяч зерен или близкого к этому числа.
Разве не очевидно для человеческого разума, что само зерно слишком слабое, чтобы произвести такое огромное количество? То же самое относится ко всем другим семенам, которые посеяны и посажены.
Так же скажем о сотворении людей и других живых существ, которые произошли из капли семени, — и здесь видно, что сама капля не обладает силой стать источником целого человека. Об этом свидетельствует и тот факт, что из маленькой икринки получается большая рыба.
Хотя кажется, что сотворенные существа способны изменить количество и качество других сотворенных существ, на самом деле все является результатом воли Б-га. Сотворенные существа, которые кажутся причиной изменений, которые мы наблюдаем, являются просто посланниками, которых Б-г использует для этой цели.
Из этого следует, что когда человек испытывает стресс из-за своих финансовых потребностей и т.п., или он перенапрягается в усилиях по обеспечению себя, это происходит из-за отсутствия понимания Б-га и того, как Он управляет миром:
Когда человек утруждает себя попытками обеспечить свои финансовые нужды или любые другие нужды, чтобы ускорить то, что Творец постановил отсрочить, или пытаясь произвести множество из того, что изначально должно быть мало, за исключением тех дел, которые необходимы для прогресса в соблюдении заповедей и изучении Торы — это происходит из-за его слабого понимания предведения Б-га, Который знает и уже решил в начале творения все, что будет. Это также происходит из-за непонимания врожденной доброты, в которой Он ведет себя с человеком, потому что, по правде говоря, все, что Б-г делает, делается для блага человека.
Если Б-г решил, что человек будет иметь что-то в определенное время, это придет к нему в это время без необходимости волноваться или перенапрягаться. Он не сможет сделать это раньше, напрягая себя. Точно так же, если было установлено, что человек будет получать определенную сумму денег для своего существования, он не в силах изменить ее. Любое дополнительное усилие, которое человек прикладывает к своим средствам к существованию или другим потребностям, происходит из-за его непонимания того, как действует Б-г, и из-за его отсутствия веры в присущую Б-гу доброту.
Однако в отношении тех мирских дел, которые необходимы для изучения Торы и соблюдения заповедей, от человека требуется прилагать дополнительные усилия. Это потому, что когда дело доходит до служения Б-гу, у нас есть принцип, что «все в руках Небес, кроме страха перед Небесами». Поскольку Б-г дает человеку свободный выбор в отношении этих вопросов, из этого следует, что он может и должен прилагать дополнительные усилия в этих вопросах.
Стремление к материализму, как будто мы можем изменить Божественный план, подобно открытию банковского счета, но не созданию надлежащих средств для заработка. Поэтому мы всегда должны осознавать, что источником всего является Б-г, и что именно Его благословение сделает нас богатыми (см. «Ликутей Сихот» том 31, стр. 173).
Вы не можете ни увеличить, ни уменьшить, ни отсрочить, ни ускорить то, что предопределено Б-гом.
На эту концепцию уже ссылался мудрец Соломон, когда он сказал (Коэлет 3): «Всему (свое) время, и (свой) срок всякой вещи под небесами». Сказав это, он упоминает двадцать восемь различных вещей, которые имеют установленное время: «Время рождаться и время умирать… Время для войны и время для мира… Ибо время и судьба настигнут их всех».
Эти стихи цитируются как подтверждение того, что человек не может ускорить то, что было определено отложить, или наоборот, потому что всему свое время.
Он также говорит (там же 5:7): «Ибо над высоким наблюдает высший, а над ними — наивысшие».
Это приводится в поддержку того, что, хотя мы определенным образом воспринимаем причины событий, на самом деле эти причины имеют более высокие причины, и в конечном итоге все было предопределено Б-гом.
Способы, которыми Творец поддерживает Свои указы, слишком скрыты, глубоки и возвышенны, чтобы мы могли понять хотя бы часть из них. Тем более мы не в состоянии понять их всех. В стихе уже сказано (Йешаяу 55:9): «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
Ибо если бы мы поняли Его (Его пути), мы были бы Им.
Хотя кажутся изменения в природе, нельзя сказать, что Б-г, так сказать, «передумал». Скорее, в начале творения Он решил, что природа изменится в соответствии с Его решением в то время. В подтверждение этой иррациональной концепции автор цитирует стих: «Так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».