СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-18 09:09

3.4. Полное доверие: никаких пустых слов

Человек должен знать и ему должно быть ясно, что Творец наблюдает за ним и что от Него ничего не утаивается.

30.03.2023 671 мин.

После того, как автор объяснил, что первое введение об уповании — это полное понимание идеи, что только Б-г обладает всеми семью качествами, необходимыми для доверия другому существу, он продолжает второе введение. Человек должен усвоить тот факт, что Б-г знает все его мысли, дела и проступки и знает, является ли упование человека подлинным или просто пустыми словами.

Б-г наблюдает за вами, и ничто нельзя утаить от Него

Хотя концепция всеведения Б-га упоминалась ранее в списке семи качеств, она повторяется здесь, потому что здесь речь идет конкретно о знании Б-гом поведения человека в отношении его служения Б-гу и того, насколько искренним является его упование.

Второе введение. Человек должен знать и ему должно быть ясно, что Творец наблюдает за ним и что от Него ничего не утаивается — ни те действия, которые человек совершает публично и явлены на всеобщее обозрение, ни те действия, которые человек совершает наедине и скрыты от окружающих. Даже его мысли не скрыты от Б-га: ни те, о которых не знают другие люди, ни те, которые проявляются через его речь и действия. Б-г также знает, искренне ли человек полагается на Него или нет.

Рабейну Бехайе («Шмот» 13:17) пишет, что Б-г мог давать манну евреям в пустыне на месяц или два за раз. Почему же тогда Он делал это ежедневно? Это было нужно для того, чтобы обучить их полагаться на Б-га.

Алтер Ребе (рабби Шнеур-Залман из Ляд) пишет о вере следующим образом:

И самое важное — привычка, нужно приучить свое знание и мысль так, чтобы сознание этого было постоянно укорененным в сердце и в мозгу, что все видимое человеческим глазом — небо, земля и наполняющее ее — все это внешние одеяния Короля, Всевышнего, благословен Он, и тем самым человек всегда будет помнить о внутренней сущности и жизненной силе их. И этот смысл имеется в слове «эмуна» («вера»), что означает привычку, когда человек приучает себя, как «оман» («умелец»), который «меамен» («обучает») руки свои, и т.д.

Слово «эмуна» («вера») этимологически происходит от слова «оман» («умелец»). Чтобы добиться успеха, человек, обладающий талантом к рисованию, гончарному делу и т.п., должен приучать и тренировать свои руки. То же самое относится и к вере в Б-га: каждый еврей обладает верой. Однако для того, чтобы эта вера осуществилась, и чтобы действия человека были созвучны ей, он должен приучить себя распознавать Б-жественность во всем.

Ниже приводится письмо Ребе Короля Мошиаха человеку, которому не хватало доверия:

Меня очень поражает то, что Вы упали духом. Сделайте по указанию двух врачей-специалистов и укрепите свою уверенность в помощи Всевышнего, что без сомнений вернет Ваше здоровье. И буду ожидать добрых вестей. Вы учитесь, учитесь, но когда доходит до практики — где Ваша уверенность [в помощи Всевышнего]? Выучите три или четыре раза «Врата упования» из книги «Обязанность сердец». Разумеется, я не имею в виду, чтобы Вы выучили это за один раз, а сделайте это в течение нескольких недель.

В другом письме Любавичский Ребе пишет:

Вам необходимо оставаться на своей должности и быть твердым в уверенности во Всевышнем, который ведет Вас по истинной дороге и дал успех в Вашей работе в области святости. И если появляются у Вас в этом сомнения, то это не сомнение в Ваших возможностях, а это слабость в Вашей уверенности во Всевышнем. И совет для этого — учить «Врата упования» из книги (рабейну Бехайе) «Обязанность сердец» и вообще быть связанным с древом жизни, то есть изучением хасидизма, быть на хасидских собраниях с истинной хасидской радостью и время от времени радоваться и радовать других.

Сейчас автор цитирует отрывки из Торы, чтобы поддержать эту концепцию:

Как сказано в стихе (Псалмы 94:11): «Г-сподь знает мысли человеческие, что они суетны». И как сказано (Притчи 24:12): «Воистину, Он разумеет сокровенные тайники сердца человека». И как сказано (Короли I 8:39): «Ибо Ты один знаешь сердца всех людей».

Все эти стихи говорят о том, что Б-г знает мысли человека. Если Ему известны мысли человека, то тем более Он должен знать и действия человека.

Когда это станет ясно тому, кто полагается на Б-га, тогда он поймет, что неправильно утверждать, что он — человек, который полагается на Б-га в результате его словесного выражения — без истинного упования на Него в своем сердце и наедине. Если он только на словах заявляет, что имеет упование, то он будет на уровне тех, о ком говорится в стихе (Йешаяу 29:13): «Устами своими и губами своими чтит Меня, но сердце свое отдаляет от Меня».

Осознание этого предварительного условия будет побуждать человека иметь нечто большее, чем поверхностное упование; вместо этого оно будет искренним. Когда человек это осознает, он не сможет утверждать, что Б-г не исполнил его желания, несмотря на его упование. Вместо этого он поймет, что его упование не было подлинным, и что это отсутствие подлинности было причиной того, что его желания не были исполнены Б-гом.

Это наиболее заметно, когда мы читаем в наших ежедневных молитвах различные стихи, которые выражают доверие человека и зависимость от Б-га. Например, молитва «Наша душа стремится к Б-гу, ибо Он наш спаситель и защитник». Наши сердца будут счастливы, ибо мы верим в Его святое Имя. Или слова из молитвы, как: «Ибо на Имя Твое святое, великое и страшное мы уповаем и даруем великую награду всем искренне уповающим на Имя Твое». Человек должен убедиться, что он действительно осознает, что говорит, и имеет в виду это.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter