Третье введение, необходимое для правильного упования на Б-га: человек должен выделить Б-га как единственного, на кого он полагается. И он не должен ставить в пару с Ним никакого другого существа, чтобы полагаться как на Б-га, так и на другое существо. Ибо в этом случае доверие к Б-гу будет разрушено.
Человек, который полагается на какое-либо существо, кроме Б-га, чтобы получить помощь, думая, что это другое существо может также иногда помогать ему, и забывая, что Б-г — единственная сила в мире, не может считаться человеком, у которого есть упование.
Вы, конечно, знаете, что сказано об Асе, короле Иудеи, который, несмотря на свое великое благочестие, полагался на врачей во время болезни, как написано (Хроники II 16:12): «И заболели у Асы ноги… и болезнь все усиливалась. Но и в болезни своей он искал не Г-спода, а врачей». За это он был наказан.
Аса должен был попросить Б-га исцелить его, а затем положиться на Него, чтобы он исцелил его либо через врачей, либо любым другим способом, который Он сочтет нужным. Вместо этого король полагался исключительно на врачей, чтобы исцелить его, за что он был наказан.
В «Шулхан Арух» говорится: «Разрешено врачу лечить, и ему предписано лечить». Это считается спасением человеческих жизней, а в отсутствие его лечения он проливает кровь («Йоре Деа» 336:1). ТАЗ объясняет противоречащие друг другу слова «разрешение» и «предписание» тем, что исцеление приходит от Б-га через мольбу о милости и здоровье. Однако Б-г сотворил мир таким образом, что Его исцеление приходит через врача. В некотором смысле Он дал медицинскому работнику Своё «разрешение» лечить. Теперь врачу велено действовать в соответствии с дарованной ему Б-гом способностью лечить.
Один человек написал Любавичскому Ребе, что врачи хотят госпитализировать его жену, но она боится этого. Ребе Король Мошиах ответил («Игрот Кодеш» том 3, стр. 441-2):
Вы должны объяснить ей словами, которые она может понять (основываясь на ее нынешнем состоянии ума), что Всевышний создал этот мир и управляет им. И по Его слову все происходит, то есть ничего не может случиться без Его желания. Но Он хочет, чтобы все происходило естественным путем — по законам природы. Когда мужчина или женщина чувствуют себя неважно — следует обратиться к врачу, но не для того, чтобы врач лечил их как ему вздумается. Смысл в том, что Всевышний выбирает этого врача, как посланника, для определенной цели... Из этого ясно, что если она ляжет в больницу, в соответствии с указанием врача, она так и останется под внимательным взглядом Всевышнего. И Он ее защитит и позаботится, чтобы все было для нее наилучшим образом в отношении физического и душевного здоровья.
В стихе говорится: «Блажен человек, который полагается на Г-спода, и Г-сподь будет его опорой».
Если бы этот стих просто предназначался для восхваления достоинства полагаться на Б-га, тогда он просто утверждал бы: «Благословен человек, который полагается на Г-спода». Вторая половина стиха, что Г-сподь будет его опорой, подразумевает, что никакое другое существо не является его опорой. Этот стих приводится как доказательство того, что истинное упование на Б-га состоит в уповании исключительно на Него, а не на какое-либо другое существо, помимо Него.
Общеизвестно, что когда кто-то назначает двух или более человек для выполнения определенной задачи, назначение не удается. Каждый полагается на другого в выполнении задачи, и в конце концов она не выполняется должным образом.
Тем более это относится к человеку, который полагается как на Б-га, так и на других — его упование на Б-га будет разрушено. Это будет главной причиной, по которой дело, в котором он полагался на Б-га, будет скрыто от него.
Истинное упование достигается, когда человек осознает, что все от Б-га, и что Он является причиной всего. Любые другие вещи, которые кажутся причиной, на самом деле являются просто посланниками Б-га, которых Он использует, чтобы дать людям то, в чем они нуждаются.
Как сказано в стихе (Ирмияу 17:5): «Проклят человек, который полагается на человека и полагает плоть своей опорой, и кто отдаляет свое сердце от Г-спода».
Человек, который делает плоть своей опорой и возлагает надежды на других людей, будет проклят, то есть он не получит того, в чем он полагался, чтобы они обеспечили его. Нужно полагаться только на Всевышнего!