СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 13:16

3.7. Человеческие усилия

Б-г сосчитал и расставил по местам все причины, и если бы хотя бы одна из них отсутствовала, конечный результат не возник бы.

13.06.2023 450 мин.

В пятом введении говорится о том, почему, в отличие от животных, потребности которых им легко доступны, от человека требуется прилагать большие усилия для получения средств к существованию и удовлетворения других потребностей:

Пятое введение. Человек должен ясно видеть, что завершение всех вещей, возникающих в этом мире после его сотворения, происходит одним из двух способов: 1) по велениям Творца, да будет Он возвышен, и по Его желанию, чтобы эти вещи немедленно возникли; 2) через различные средства и посредников. Некоторые из этих посредников являются непосредственными, в то время как некоторые из них удалены, некоторые открыты, а некоторые скрыты, но все они спешат завершить то, что Б-г постановил должно быть и Б-г помогает им в этом.

Человек должен знать, что, хотя все исходит от Б-га, есть некоторые вещи, которые, как постановил Б-г, должны произойти немедленно без каких-либо дополнительных действий, в то время как есть другие вещи, которые по решению Б-га должны произойти через различные средства.

Творения возникают двумя способами: 1) по велению Творца, без вмешательства человека (деревья, грибы и т.д.); 2) по велению Творца, с участием человеческого вмешательства (хлеб и одежда, получаемые за счет пахоты и посева и т.д.).

Аналогичное прочтение, но с немного другим значением: 1) человек успешен только по воле Б-га, например, когда он находит сокровище или получает наследство; 2) человеку нужно работать за свои деньги.

Объясняется, что существует два «вида» хлеба: хлеб земли — манна (хлеб) небесная, которая была дана евреям в пустыне после того, как они покинули Египет.

Разница между этими двумя хлебами не в источнике пропитания, т.е. хлеб земли происходит в результате человеческих усилий, в отличие от манны небесной. Скорее, их различие заключается в человеческом восприятии.

Несмотря на то, что в приготовлении небесного хлеба присутствует и человеческое участие — некоторым евреям приходилось покидать свои шатры, чтобы собрать манну, а затем употреблять ее, — тем не менее считалось, что это был «небесный», подарок от Б-га.

Напротив, хлеб земли приходит через тяжелый труд, заставляя человека поверить, что именно он добился этого результата благодаря своим усилиям и изобретательности.

Почему на самом деле человек участвует в потреблении небесного хлеба? Чтобы научить нас и, более того, научить нас видеть, что человеческое участие — это просто процесс, который Б-г внедрил в физический мир. Если мы хотим достичь, мы должны приложить усилия. Поэтому, хотя было очевидно, что это был хлеб небесный, все же должно было быть человеческое участие.

Это также учит нас тому, что то же самое относится и к хлебу земли: хотя здесь больше человеческого участия и тяжелого труда, по сути, это Б-г, Который благословляет усилия, И Б-г благословит вас во всем, что вы делаете («Дварим» 15:18), и все исходит от Б-га.

Вот почему манна была дана евреям в пустыне до того, как они вошли в Землю Израиля, где им было приказано возделывать землю, чтобы преподать им этот важный урок: вы можете быть вовлечены, но, в конечном счете, это производство Б-га (см. «Ликутей Сихот» том 16, стр. 175).

Примером непосредственной причины может быть черпание воды из недр земли с помощью шкива и привязанного к нему кувшина, вытягивающего воду из колодца. Отдаленной причиной может быть человек, который привязывает животное к веревке, прикрепленной к сосуду, и его движение животного, которое тянет за веревку, чтобы вытащить воду из глубины колодца на поверхность.

Тогда есть причины, находящиеся между человеком и сосудами (которые используются для извлечения воды), которые являются промежуточными причинами между двумя материями. Это животное, колеса, которые двигают друг друга, и веревка. Если бы какая-либо из этих вышеупомянутых причин была разрушена, намеченная цель (набрать воду) не была бы достигнута.

Цель состоит в том, чтобы часто существовала прямая линия событий от самых непосредственных (здесь, ведро) к самым отдаленным (здесь, человек, организующий черпание воды), и многие промежуточные действия (здесь животное, привязывание его к веревке и т. д.) для достижения намеченного результата.

Аналогично и для других действий, которые возникают не в результате действий людей или через какую-либо другую сущность. Скорее, все они существуют благодаря велению Б-га и Его приготовлению средств, с помощью которых действие будет завершено. Как сказано в стихе (Шмуэль I 2:3): «И дела у Него взвешены».

Б-г сосчитал и расставил по местам все причины, и если бы хотя бы одна из них отсутствовала, конечный результат не возник бы.

Цитируются и другие стихи, в которых говорится, что Б-г — это тот, кто расставляет все причины по местам:

Алтер Ребе объясняет стих «Многие воды не могут погасить любовь» (Песнь песней 8:7): он означает, что многочисленные финансовые заботы человека не могут погасить его естественную любовь к Б-гу. На самом деле, продолжает Алтер Ребе, преданность бизнесмена Б-гу усиливается благодаря его участию в мирских делах.

Бизнесмен не просто имеет духовную связь с Б-гом. Скорее, он видит, как Б-г присутствует в каждом аспекте мира. Он находит Б-га во тьме мирского.

Он не размышляет о существовании Б-га, когда молится абстрактно; скорее, для него Б-г реален и актуален. Он размышляет о том, как сами объекты и предметы его мирских усилий возникают и постоянно воплощаются в жизнь по воле Б-га.

Поэтому ошибочно думать, что бизнесмен не может молиться с такой же преданностью, как мудрец. Наоборот, бизнесмен может молиться с большим рвением, потому что для него молитва — это свет, который исходит из темноты его окружения и из-за нее. Это свет более красивый и могущественный, чем если бы ему не предшествовали тьма и испытания (см. «Ликутей Тора» 8а).

Как сказано (Ирмияу 32:19): «Великий в совете и мастер в исполнении», и как сказано (Млахим I 12:15): «Ибо это было устроено Б-гом». Если бы совсем не было средств, то в результате природной деятельности ничего не получилось бы.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter